Тезисы содоклада

Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области Т.Г. Степановой

на заседании Правительства Ивановской области 23.11.2010

«О мерах по реализации мероприятий по развитию семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области»

 

Одно из важных направлений деятельности Уполномоченного по правам ребенка связано с реализацией права каждого несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье.

В соответствии с действующим законодательством ключевую роль в данном процессе выполняют органы опеки и попечительства. В рамках своей компетенции свою задачу как Уполномоченного вижу в содействии воспитанникам детских домов в повышении уровня их социальной компетентности и способностей к интеграции в семью. С этой целью в 2010 году мною осуществлены следующие мероприятия.

На сайте Уполномоченного регулярно осуществляется размещение нормативно-правовой и методической информации для граждан, имеющих мотивацию к принятию на воспитание в семью детей-сирот. На личном приеме гражданам даются необходимые разъяснения и памятки с адресами служб, занимающихся проблемами устройства детей-сирот на семейные формы воспитания.

С сентября 2010 года при Уполномоченном по правам ребенка в Ивановской области начал свою деятельность  Волонтерский студенческий правовой центр. Основной задачей центра является организация интерактивного общения и взаимодействия с воспитанниками детских домов и подготовка ребят к дальнейшей самостоятельной жизни. С волонтерами проведена профессиональная подготовка, необходимая для их деятельности с участием психолога Центра психолого- педагогической помощи семье и детям. При содействии Департамента социальной защиты населения Ивановской области заключены соглашения с подведомственными ему детскими домами.

Волонтерами являются студенты юридического, социально-психологического, филологического, журналистского факультетов Ивановского государственного университета. Работают волонтеры на безвозмездной добровольной основе в свободное от учебы время. Как правило, это активные и неравнодушные молодые люди,  не безразличные к проблемам социального сиротства.

Волонтеры проводят в детских домах занятия с несовершеннолетними по правовым и иным вопросам, направленным на формирование правового сознания, чувства ответственности и активной гражданской позиции, профилактику противоправного поведения несовершеннолетних, предоставление детям знаний по семейному, гражданскому и уголовному законодательству, которые повышают уровень их правовой культуры и степень самоконтроля, социальную адаптацию выпускников, подготовку их к семейной жизни, формирование у воспитанников убеждения о том, что брак и семья требуют серьезного и ответственного отношения к себе.

Занятия ориентированы на воспитанников в возрасте 13-17 лет, так как данная категория детей в меньшей степени может рассчитывать на устройство в семью. За время занятий детям предоставляется возможность высказать свое мнение и пожелания. Волонтеры, в свою очередь, могут  собрать и проанализировать информацию о проблемах в сфере защиты прав и интересов каждого ребенка и детского коллектива в целом.

Занятия состоят из двух частей: обязательной и факультативной.

Занятия обязательной части объединены по тематическим блокам: «Права человека и Конвенция о правах ребенка»; «Насилие. Ненасильственные методы разрешения конфликтов»; «Государственное устройство России и судебная власть» ; «Ребенок в окружающем мире» ; «Милиция и ребенок»; «Гражданин, семья, общество; «Здоровое развитие».

Факультативная часть включает в себя подготовку творческих заданий Так, в Ивановском детском доме №1 воспитанники совместно с волонтерами готовят к выпуску фоторепортажи, в Ивановской школе-интернате им. Е. Д. Стасовой занимаются разработкой волонтерской газеты, в Ивановском детском доме № 2 получают навыки журналистики.

Интерактивное общение с волонтерами позволяет детям-сиротам расширить круг общения, получить полезные и актуальные в молодежной среде знания, умения и навыки, открыть в себе новые способности, которые, возможно, до этого просто негде было проявить.

Общение со студентами, близкими по возрасту, почти сверстниками  строится по принципу «взаимодействия», а получаемая информация воспринимается гораздо эффективнее. Это способствует положительному  эмоциональному развитию и повышает самооценку детей- сирот, формирует новые взаимоотношения и мотивирует ребят на получение дальнейшего образования.

В 2011 году в целях развития данного направления деятельности мною совместно с Департаментом социальной защиты населения планируется проведение семинара для специалистов областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социальной реабилитации и подготовки детей к жизни в замещающих семьях.

В рамках содействия повышению общественного престижа института замещающего родительства также отмечу значимость взаимодействия с общественными организациями. Так, в течение 2010 года в качестве Уполномоченного мною организовано тесное взаимодействие с Ивановским областным общественным советом опекунов. Принимая участие в заседаниях совета, я имела возможность оценить работу родителей и детей в мастер-классах и творческих конкурсах, организовать которые помогает Департамент социальной защиты. Скажу, что это действительно очень важное направление – замещающие семьи должны общаться, должно формироваться определенное сообщество единомышленников.

Предлагаю органам местного самоуправления также подключиться к этой работе, вовлекая во взаимодействие институты гражданского общества.

Президентом Д.А. Медведевым в программе «Дети России»  определены основные приоритеты государственной политики РФ, направленные на укреплении института семьи и воспитания детей, развитие общечеловеческих ценностей и ценностей семейного образа жизни.