Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!

Почти 25 лет я проработала в образовательной организации и сама была непосредственным  участником многих модернизационных процессов, которые проходили в системе образования. Я смогла убедиться, что к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов, система дошкольного образования подошла подготовленной.

Сегодня в докладе и выступлениях была  представлена подробная информация по обеспечению государственных гарантий доступности дошкольного образования (решение проблем с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях) и достижению нового современного качества дошкольного образования.

Модернизация предполагает выполнение еще одной задачи - обеспечение равных возможностей получения дошкольного  образования, в том числе создания условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Впервые в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплен термин «инклюзивное образование», предполагающий  (цитирую) «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Как в целом обстоят дела в этой области? По данным Департамента образования, для детей, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных  учреждениях общего типа, а это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, интеллекта, с туберкулёзной интоксикацией, в области функционируют 12 специализированных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. В Иванове создано несколько логопедических групп и логопедические пункты на базе детских садов.  Для детей, имеющих особые образовательные потребности (с синдромом Дауна), созданы условия в детских садах г. Кинешмы, Вичуги, Шуи, Родники, открыто 6 лекотек в городах Иваново, Шуя, Тейково.

В 9 детских садах города Иванова открыты инклюзивные группы дошкольного образования.  По данным Департамента здравоохранения Ивановской области, в последние годы наметилась тенденция к увеличению детей дошкольного возраста с различными отклонениями в здоровье. В связи с этим фактом может потребоваться увеличение существующего количества групп.

Обращения родителей в службу Уполномоченного обозначили еще одну проблему - обучение детей, имеющих нарушения слуха. В 2013 году в городе Иваново открыта дошкольная группа для таких ребят, однако в других муниципалитетах проблема слабослышащих и тотально глухих детей не может быть решена из-за отсутствия сурдопедагогов и соответствующего учебного оборудования. Для школьников с подобными нарушениями созданы необходимые условия образования в Ивановской специальной (коррекционной) школе-интернате. Хотелось бы попросить Департамент образования рассмотреть возможность создания дошкольной группы на базе данного учреждения. Это сняло бы напряжение среди родителей и позволило обеспечить право детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного дошкольного образования.

Все чаще возникают ситуации, когда дети с ограниченными возможностями здоровья, которые при наличии врачебного разрешения, принимаются в обычные группы дошкольных образовательных организаций общего типа. И сейчас все больше родителей реализуют это право ребенка. Очевидно, что ребенку-инвалиду требуется особое психолого-педагогическое сопровождение. А это значит, что любой воспитатель любого детского садика должен быть готов к общению с «особенными» детьми, т.е. обладать специальными знаниями, навыками. Перед ним стоит задача еще более сложная – создать дружественную атмосферу в детском коллективе, сформировать «правильное», толерантное отношение к «особенному» ребенку со стороны его сверстников и взрослых.

Педагогическая некомпетентность воспитателей в части работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, игнорирование специфики поведения ребенка приводит к конфликтам в детской  и  взрослой среде, и в конечном итоге может привести к обратному результату, эффекту: ребенок не приобретет опыт социализации и адаптации (на что нацелен инклюзив), а напротив, получит отрицательный опыт общения с окружающим миром. Считаю, что в целях  повышения педагогической компетентности работников дошкольного образования необходимо включить в курсовую подготовку всех воспитателей обязательный специальный модуль, нацеленный на формирование навыков работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема, которую я затронула в своем выступлении, выявилась в результате анализа обращений, поступающих в приемную Уполномоченного. 

Сегодня уже шла речь о дефиците педагогических кадров (воспитателей), но еще более остро стоит проблема дефицита психологов в образовательных организациях. Согласно статистическим данным, сегодня в муниципальных детских садах работают 73 психолога. В 13 муниципалитетах в дошкольных учреждениях психологи отсутствуют.

А ведь психолог сегодня выполняет огромный пласт работы:  осуществляет сопровождение развития ребенка во всех аспектах, оказывает необходимую методическую помощь воспитателю, работает с семьей. Дошкольные образовательные организации выходят из положения, направляя кого-то из воспитателей получать дополнительное образование психолога. Но эти меры не решают проблему по существу. Прошу глав администраций муниципальных образований проанализировать ситуацию обеспеченности детских садов психологами и дать поручение руководителям учреждений предусмотреть ставки психологов штатных расписаниях организаций. Грамотная работа психологической службы, безусловно, будет способствовать улучшению психологического климата и снижению уровня агрессии в детской среде.

В этой связи предлагаю рассмотреть возможность создания областного центра психологической       помощи семье и детям. Имеющихся в областном центре кабинетов психолога в детских поликлиниках, Центра здоровья, Центра психологической помощи семье и детям, частного Центра психологического здоровья «Крепкий орешек» явно не хватает.  Например, на прием к психологу в Центр психологической помощи семье и детям записываются на полгода, а иногда на год  вперед, да и ориентирован он на работу с замещающими семьями.

Добавлю. Понимая, что психологическое здоровье детей – это одна из важнейших задач н времени, наша служба не осталась в стороне и начала с этого года выпускать информационные буклеты по «позитивному родительству», адресованные родителям и нацеленные на повышение уровня родительских компетенций в части психологии общения с ребенком. Считаю, что совместную с Департаментом образования деятельность по реализации идей «позитивного (ответственного) родительства» необходимо продолжать и приглашаю другие ведомства подключиться к начатой работе. Сейчас уже становится очевидно, что модернизация образования не должна осуществляться как узко ведомственный проект.

 

Спасибо за внимание!