Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов в рамках Х съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ выступил с докладом «Возрождение воспитательной роли семьи, общества и государства в системе национальных приоритетов России».

«Юбилейный X съезд Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации посвящен вопросам формирования государственной политики в области воспитания детей как неотъемлемого условия развития, процветания, национальной безопасности и целостности России, обеспечения духовно-нравственного здоровья и национально-культурной идентичности российского общества.  

Это остроактуальная, имеющая общегосударственное значение тема  носит комплексный, междисциплинарный, межведомственный характер и предполагает консолидацию всех профильных государственных институтов и институтов  гражданского общества.

Именно поэтому так широк состав участников съезда, в числе которых   представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета России, профильных федеральных министерств и ведомств, Правительства г. Москвы, ведущих некоммерческих фондов, общественных объединений, РПЦ и других традиционных для России религиозных конфессий.

В этом зале собрались представители научной и родительской общественности, эксперты и специалисты в области воспитания несовершеннолетних, а также уполномоченные по правам ребенка из всех регионов страны.

Присутствующие здесь профессионалы высокого уровня не могут не осознавать, что во многом именно допущенные ранее просчеты и пробелы государственной политики в области воспитания подрастающего поколения привели к росту в детско-подростковой и молодежной среде социального  инфантилизма, правового нигилизма, безответственности, проявлений агрессивности и жестокости, к возникновению межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии и другим асоциальным проявлениям, создающим угрозу будущему России.

Крайне важны в связи с этим происходящие в последние несколько лет конструктивное переосмысление этого негативного опыта, исправление ошибок и переориентация усилий государства на приоритетное решение проблем духовно-нравственной безопасности, разностороннего воспитания и гармоничного развития молодого поколения страны. 

Руководством государства поставлена задача возрождения духовности, утраченных в постперестроечные годы нравственных ориентиров, преодоления социальной апатии, правового нигилизма и негативизма, формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России, восстановления, сохранения и защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, укрепления традиций народов России.

Не могу в связи с этим не вспомнить слова Президента России из послания Федеральному Собранию РФ 2012 года о существующем в российском обществе «дефиците духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи» и его призыв «всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение».

Проведение Х съезда в главном православном Храме страны и адресованное всем нам приветствие Патриарха Всея Руси – это знак признания высокой духовной значимости темы нашего всероссийского форума, а с другой стороны, - огромная ответственность всех его организаторов и участников за ход и результаты ее обсуждения.

Мы рассматриваем организацию и проведение съезда при поддержке Патриархата РПЦ  как естественное продолжение сотрудничества в рамках Соглашения между Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка.

В числе основных направлений нашего сотрудничества: укрепление и поддержка институтов семьи, материнства, отцовства и детства; гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и подростков; укрепление морально-этических норм и ценностей во всех сферах жизнедеятельности несовершеннолетних.

 Аналогичные соглашения заключены нашими коллегами – региональными уполномоченными по правам ребенка во многих субъектах РФ.

Мы собрались в этом священном для России месте для того, чтобы  всесторонне и профессионально обсудить наиважнейшие вопросы: развития системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного, правового, эстетического, физического, трудового и других, не менее важных видов воспитания детей и подростков; организации культурного досуга детей; воспитательной роли учреждений культуры и современной информационно-коммуникационной среды; информационной безопасности и медиавоспитания несовершеннолетних в условиях возникновения все новых рисков и информационных угроз, связанных с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастанием противоправного контента; обеспечения нравственно-психологической безопасности и развивающего потенциала детской игровой и досуговой среды.

Семья, государство и общество (включая такие важнейшие социальные институты, как школа и средства массовой коммуникации) – это те три кита, на которых должна строиться и развиваться эффективная общенациональная система воспитания детей.

В последние годы российское государство последовательно проводит политику возрождения и укрепления воспитательной роли семьи, общества и государства. Комплекс мер по различным аспектам воспитания детей и юношества предусмотрен в значительном числе принятых и реализуемых в настоящее время программно-стратегических документах федерального уровня, в том числе: в Национальной стратегии действий в интересах детей на 201-2017 гг.; Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года; государственной программе "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы,  утвержденной 15 апреля 2014 года; основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года; информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года, утв. приказом Минздрава России от 30.09.2013 и других.

Принятый в конце 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» заложил правовые гарантии организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех видов и типов и возрождения воспитания детей как важнейшей социальной функции системы образования.

Наиболее важными в этом плане являются следующие положения закона: определение термина «образование» как «единого целенаправленного процесса воспитания и обучения»; признание образования (а, следовательно, и воспитания детей) общественно значимым благом; выделение интересов семьи в перечне социально значимых интересов, на которые должно быть ориентировано образование («в интересах человека, семьи, общества и государства»; выделение в качестве целей образования духовно-нравственного  развития человека; указание в дефиниции «дополнительного  образования» на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в духовно-нравственном совершенствовании в качестве одной из целей этот вида образования; определение в нем термина «воспитание», как «деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»).

Министерством образования и науки Российской Федерации разработана Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе, являющаяся составной и неотъемлемой частью программы воспитания и социализации обучающихся. 

Приказом Минобрнауки России, Минкультуры России, Минспорта России от 15.01.2014 создан Межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» в числе основных задач выделяет повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания и развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.

С учетом все более широкого распространения в мире националистических, неонацистских и иных экстремистских движений, вопросы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков приобретают сейчас особо резонансное значение.

По моей инициативе в начале нового 2014 /2015 учебного года в дошкольных и общеобразовательных организациях значительного числа регионов  с целью гражданско-патриотического образования детей, воспитания любви к родному краю были проведены уроки и другие мероприятия  патриотической направленности на тему: «Моя малая Родина».

Перед ребятами выступили почетные граждане региона, подростки, совершившие героические поступки, которые поделились с учащимися своим опытом, высказали личную позицию по вопросам сохранения и российских традиций уважительного отношения к семье, Родине, многонациональному содружеству народов России.

Педагоги рассказали детям об истории своего родного края, о великих земляках и памятных местах, показали видеофильмы, провели экскурсии.

Воспитанники детских садов, учащиеся школ, дети из интернатных учреждений приняли участие в тематических развлечениях, спортивно-музыкальных праздниках, познавательных викторинах, виртуальных путешествиях, музыкальных досугах, конкурсах, сюжетно-ролевых играх.

Были организованы тематические выставки рисунков и поделок, фотовыставки, музыкально-литературные композиции, экскурсии в музеи.

В проведении уроков «Моя малая Родина» были задействованы родители учащихся (воспитанников).

Беспрецедентное внимание уделяется в настоящее время российским государством современным проблемам и приоритетным задачам семейного воспитания и социализации подрастающего поколения, его подготовке к будущей семейной жизни, формированию ответственного отношения к рождению и воспитанию детей.

 Можно сказать, что государство повернулось лицом к семье с несовершеннолетними детьми, сменив патерналистскую политику в отношении семей на политику сотрудничества и субсидиарной ответственности государства за осуществление воспитания детей.

Об этом свидетельствует выделение в качестве принципов государственной семейной политики Российской Федерации:

 самостоятельности семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни;

презумпции добросовестности родителей в осуществлении родительских прав;

 и повышения авторитета родительства в семье и обществе.

 Эти принципы, а также приоритеты современной государственной политики в сфере семейного воспитания детей четко определены в Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года, утв. 25.08.2014 Распоряжением Правительства России. Наиболее важные среди них:  

 утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни;

 возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

 создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.

 В названной Концепции сформулирован ряд социальных задач, имеющих непосредственное отношение к тематике нашего съезда, – это: 

 поддержка и пропаганда традиционных ценностей семьи и брака, морали и нравственности;

 укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве, содействие духовному развитию будущих родителей;

подготовка молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, формированию ответственного отношения к браку и семье;

формирование у молодежи навыков здорового образа жизни.

В результате принятых государством мер, в том числе благодаря развернутой в субъектах РФ по нашей инициативе Всероссийской кампании «Россия без сирот», за один только 2013 год число состоящих на учете в органах опеки и попечительства семей, желающих принять ребенка на воспитание в семью, увеличилось на 40,8%, кандидатов в приемные родители – на 52,1%.

Наметилась позитивная динамика:

снижения на 42,9% численности российских детей, переданных на иностранное усыновление;

активизации устройства на семейные формы воспитания детей-инвалидов – на 34,2%, на усыновление российскими гражданами – на 120,7%.

За последние 5 лет (с 2009 по 2013 годы) статистически зафиксированы устойчивые тенденции:

роста на 72,9% числа приемных семей;

снижения на 32,2% числа фактов отмены решений о передаче детей на воспитание в замещающие семьи;

снижения на 35,6% численности ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

снижение почти на 61,0% числа детей, передаваемых на усыновление иностранным гражданам.

Доля детей-инвалидов в общей численности детей, переданных на семейные формы устройства, возросла в целом по стране на 1,9 %.

Сократилось число детей, родители которых лишены родительских прав – на 35,1%. В то же время увеличилась численность:

родителей, восстановленных в родительских правах, – на 3,4%;

родителей, в отношении которых отменено ограничение родительских прав – на 10,4%;

детей, родители которых ограничены в родительских правах – на 18,6%.

В результате проведенной с участием региональных уполномоченных по правам ребенка работы в 2009-2013 гг. количество учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целом по стране сократилось почти на 17,8 %, в том числе детских домов и детских домов-школ – на 16,8 %, а численность находящихся в них детей – на 22,8 %; школ-интернатов для детей-сирот – более чем на 41,5 %.

В отдельных регионах удалось добиться 100 % перевода детей из детских домов на семейные формы устройства (в Калужской области, Республике Мордовия).

Доля воспитанников, выбывших в 2013 году из детских домов к родителям, возросла по сравнению с 2012 годом с 2,9% до 3,3%.

На фоне названных позитивных тенденций нельзя игнорировать сохраняющиеся весьма острые проблемы в сфере детского и семейного неблагополучия - в 2013 году:

4184 детей отобраны у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью;

и только каждый третий из них (около 29 %) был возвращен родителям после проведения социально-реабилитационных мероприятий.

Это свидетельствует о недостаточной эффективности работы с семьями, находящимися в социально опасном состоянии, об отсутствии индивидуальных, учитывающих потребности каждой неблагополучной семьи, планов реабилитации, низком уровне межведомственного взаимодействия в целях обеспечения приоритетного права ребенка на воспитание в родной семье.

Мы последовательно добиваемся повсеместного внедрения апробированной в ряде регионов страны (Белгородской, Костромской, Смоленской областях, Республике Татарстан, Пермском крае и др.) практики перепрофилирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: центры помощи и содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей; центры по сопровождению семей, нуждающихся в реабилитации и ресоциализации, восстановлению кровной семьи и возвращению в нее ребенка; центры подготовки и профессионального сопровождения замещающих родителей; центры постинтернатного сопровождения выпускников;  социальные гостиницы для выпускников.

С целью организации общественного и родительского контроля за соблюдением духовно-нравственной и психологической безопасности детей, в том числе в процессе их институционального воспитания, в 2013 году был создан Совет по защите семьи и традиционных семейных ценностей при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.

В него вошли представители общественных организаций, осуществляющих поддержку, помощь и эффективное взаимодействие с семьями, имеющими детей, а также представители религиозных конфессий и религиозной общественности.

15 февраля 2014 года, накануне заседания Президиума Госсовета РФ с участием членов Совета проведен Всероссийский родительский общественный форум на тему: «Защита и поддержка семьи - основа государственной семейной политики России».  Резолюция Форума содержала наказ государству со стороны родительской общественности по вопросам сохранения социального института семьи и традиционных семейных ценностей и была передана мною Президенту России.

В соответствии с Конституцией России Государство обязано оказывать помощь семье в воспитании детей, в том числе посредством создания необходимых условий для организации культурного досуга несовершеннолетних, обеспечения их доступа к учреждениям культуры и культурным ценностям, обеспечения информационной и духовно-нравственной безопасности детей и подростков. 

Незанятость детей и подростков позитивными видами деятельности, отсутствие у них возможности для культурного проведения досуга способствуют безнадзорности несовершеннолетних, их вовлечению в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

На протяжении ряда лет сохраняется высокая противоправная и криминальная активность детей в возрасте до 14 лет, а также девочек, что может привести в дальнейшем к росту, омоложению и феминизации подростковой преступности:

увеличилась доля малолетних от общего числа лиц, состоявших на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (в 2008 г. — 23,2%, в 2013 г. – 25,7 %);

из 13,8 тыс. несовершеннолетних, помещенных в 2013 г. в ЦВСНП:

4,2 тыс. совершили общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности (более 3 тыс. в возрасте 7 – 13 лет);

около 3,3 тыс. – административные правонарушения до достижения возраста административной ответственности;

возрастает доля несовершеннолетних девочек, состоявших на учете в органах внутренних дел за совершение правонарушений (в 2008 г. – 19,9%, в 2013 г. – 23,5%);

в том числе малолетних девочек (в 2008 г. – 3,8%, в 2013 г. – 4,7 %).

Несмотря на успехи проводимой антинаркотической кампании, пока еще не удается добиться решительного перелома в борьбе с наркоманией, пьянством и алкоголизмом среди детей и подростков. Так, в 2013 году:

психоактивные и поведенческие расстройства, связанные с употреблением таких веществ, зафиксированы у 88,2 тыс. детей и подростков;

на учете в медицинских учреждениях состояли:

68,4 тыс. несовершеннолетних – в связи с употреблением алкоголя с вредными последствиями;

8,0 тыс. – в связи с потреблением наркотических средств с вредными последствиями; 

9,3 тыс. – в связи с употреблением ненаркотических психоактивных веществ с вредными последствиями.

При этом контингент таких несовершеннолетних демонстрирует  устойчивую тенденцию к омоложению. С 2008 по 2013 годы возросла  доля малолетних детей в возрасте до 14 лет, употребляющих с вредными последствиями:

алкоголь, –  с 10,5% до 12,3 %;

наркотики – с 6,3% до 9,0 %;

ненаркотические психоактивные вещества – с 27,5 до 32,2 %.

В связи с этим вызывает тревогу существенное - на 11,1 % снижение за последнее пятилетие числа  учреждений дополнительного образования, и сокращение почти на 407,1 тыс. численности занимающихся в них детей.

Так, с 2009 по 2013 годы сократилось число:

спортивных учреждений – на 21,8 % (численность занимающихся детей – на 427,1 тыс. чел., то есть на 22,9 %,); 

военно-патриотических учреждений – на 30,2 % (численность занимающихся детей – более чем на 15,2 тыс. чел., то есть на 36,1 %); 

спортивно-технических учреждений – на 40,6 % (число занимающихся детей - на 12,9 тыс. чел, то есть на 31,9 %).

За один только 2013 год число спортивных учреждений в целом по стране снизилось на 5,3 %. Такая же ситуация отмечается в большинстве регионов страны, например, в Сахалинской области (на 100 %), Калининградской области (на 46,9 %), Магаданской области (на 40,0 %), Республике Калмыкия (на 33,3 %), Красноярском крае (на 24,3 %).

 По данным Минкультуры России за период 2009–2013 гг. в стране отмечается  значительное сокращение числа действующих:

библиотек – на 14,2 % (оно сократилось почти на 6,5 тыс.);

учреждений культурно-досугового типа – на 10,0 % (более чем на 4,6 тыс.);

парков культуры и отдыха, в том числе предназначенных для семейного отдыха и досуга, – на 14,5 %. 

Оказание государственной поддержки развитию детских библиотек, литературы, детского кинематографа, театров, музеев и выставок с целью полноценной реализации воспитательной функции семьи обозначено в качестве одной из основных задач в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации и Национальной стратегии действий в интересах детей.

Вместе с тем при организации библиотечного дела в регионах сохраняются серьезные проблемы с удовлетворением потребностей детей в овладении художественным русским языком и другими языками народов мира, освоении богатств отечественной и мировой литературы и их приобщении к традиционному книжному чтению. 

Так, общее число библиотек системы Минкультуры России сократилось за последние 5 лет на 14,2 %. При этом число библиотек, помещения которых находятся в аварийном состоянии, возросло в 4,5 раза (с 66 до 300).

Несмотря на то, что дети остаются одной из самых читающих категорий пользователей библиотек, во многих регионах происходит последовательное сокращение сети специализированных детских библиотек, а многие из оставшихся нуждаются в капитальном ремонте.         

Не может не вызывать беспокойства устойчивая негативная тенденция сокращения библиотечного фонда в детских учреждениях интернатного типа. В 2013 году, по сравнению с 2009 годом, существенно сократилось число образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  имеющих библиотеку, в том числе:

на 17,2 % - детских домов;

на 89,2 % - школ-интернатов для детей-сирот;

на 97,4 % - детских домов-школ;

на 98,6 % - специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом значительно снизилось и число имеющихся в их библиотечных фондах книг, брошюр и журналов.

В прошлом году 11,7 % детских домов не имели библиотек (книжного  фонда), а электронная библиотека работала лишь в 14,3 % детских домов.

Современная библиотека должна стать привлекательным местом, где дети, подростки смогут комфортно работать с печатными изданиями и электронной информацией, собираться для неформального общения и проведения досуга. На практике же многие муниципальные библиотеки, в том числе детские, и другие учреждения культуры не отвечают современным требованиям и запросам несовершеннолетних читателей, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья.

Имеются и другие проблемы с удовлетворением потребностей детей в доступе к учреждениям культуры - это:

сокращение сети муниципальных учреждений культуры клубного типа;

слабая материально-техническая база муниципальных клубных учреждений, музеев, отсутствие компьютерной, звуко-, видеотехники, доступа в Интернет;

недостаточное количество муниципальных кинотеатров

и их неравномерное распределение в муниципальных районах;

отсутствие в репертуаре кинотеатров кинопродукции для детей;

ослабление материально-технической базы детских творческих коллективов;

отсутствие в ряде муниципальных образований специалистов по работе с детьми и руководителей детских коллективов, сокращение ставок педагогов-организаторов детского досуга;

отсутствие специализированного общественного транспорта и специального оборудования для организации обслуживания учреждениями культуры детей с ограниченными возможностями.

Тем самым должным образом не реализуются права несовершеннолетних граждан России в  области культуры, установленные статьей 44 Конституции Российской Федерации, в том числе связанные с удовлетворением духовных потребностей, приобщением к культурно-историческим ценностям, обеспечением свободного доступа к культурным ценностям и участию в культурной жизни.

Имеются и положительные примеры. Так, в Республике Бурятия в рамках формирования безбарьерной среды для детей-инвалидов с 2008 г. Республиканской детско-юношеской библиотекой началась реализация долгосрочного проекта «Библиотека без барьеров», направленного на предоставление информационно-библиотечных услуг молодежи и детям с ограничениями жизнедеятельности (в том числе  «колясочникам»).

В Рязанской области в 2012 году в рамках долгосрочной целевой программы «Модернизация и развитие материально-технической базы областных театров на 2011 – 2015 годы» в здании Рязанского государственного областного театра кукол установлен лифтовый подъемник для инвалидов-колясочников.

В Алтайском крае с 2011 года в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Культура Алтайского края» на 2011-2015 годы реализуется проект эстетического воспитания детей и молодежи средствами искусства с организацией бесплатного посещения концертных и театральных мероприятий, музеев, выставочных залов учащимися общеобразовательных учебных учреждений края.

В Брянской области доступ несовершеннолетних в культурно-досуговые учреждения для занятий в творческих коллективах или в клубах по интересам осуществляется на бесплатной основе.

В Ивановской области с 2012 года действует Губернаторский проект нравственно-эстетического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из многодетных семей, в рамках которого реализуется система  абонементов на посещение  театров и  филармонии.

В Перечне поручений по итогам заседания президиума Госсовета по вопросам государственной политики в сфере семьи, материнства и детства (17.02.2014) Президентом России дано поручение Правительству РФ принять меры по развитию детского кинематографа, повышению качества и оптимизации времени трансляции теле- и радиопрограмм для детей и юношества, направленных на формирование здорового образа жизни и воспитание семейных ценностей. В числе основных задач провозглашено обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в этой сфере.

Однако, несмотря на беспрецедентный прорыв в развитии информационного права в России (вступивший в силу с 01.09.2012 Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", принятые в дополнение к нему федеральными законами № 252-ФЗ и 139-ФЗ поправки в отраслевое законодательство), состояние защищенности детей от деструктивного информационного воздействия остается неудовлетворительным.

Негативное воздействие указанной информации на детей усугубляется в условиях интенсивного развития современных информационных технологий, ассимиляции Интернета, мобильной связи, цифрового вещания.

В розничной сети свободно реализуются игры и игрушки, отрицательно влияющие на психическое здоровье и развитие детей, провоцирующие их на агрессивные и безнравственные действия, вызывающие проявления жестокости и агрессии, пробуждающие нездоровый сексуальный интерес, подрывающие авторитет и принижающие социальную ценность института семьи, подрывающие традиционные семейные ценности.

Массовые протесты родителей и православной общественности продолжают вызывать попытки:

навязывания европейских и иных зарубежных стандартов и традиций воспитания детей;

насильственного, с игнорированием воли родителей внедрения в систему образования чуждых отечественной культуре экспериментальных программ, методик и учебных материалов, противоречащих российским традициям общественного и семейного воспитания детей.

Мне пришлось обратиться к губернаторам и к региональным уполномоченным по правам ребенка с рекомендацией принять во взаимодействии с профильными государственными органами субъекта РФ все необходимые меры по обеспечению грамотной реализации статьи 6 Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и посягательств сексуального характера.

Данная норма обязывает государства-участников принимать необходимые законодательные или иные меры, направленные на обеспечение включения в программы начального и среднего школьного образования информации для детей об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием. Конвенция допускает доведение такой информации до детей, при необходимости, во взаимодействии с родителями, «в более широком контексте полового воспитания».

Некорректное толкование и применение на практике указанных положений Конвенции, без учета российских культурных, образовательных и семейных ценностей и традиций, может нанести непоправимый вред развитию детей, негативно сказаться на их нравственном и психическом здоровье, способствовать расширению практики их сексуальной эксплуатации.

В целях повышения защиты детей от вредной для них информации в содружестве с ведущими специалистами в области медиабезопасности несовершеннолетних от профильных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова, другими научными и учебными учреждениями страны мы подготовили для Роскомнадзора научную Концепцию информационной безопасности детей и подростков.  В ней отражены наши предложения относительно: 

дальнейшего совершенствования законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их физическому и нравственному развитию;

принятии дополнительных законодательных гарантий обеспечения информационной и нравственно-психологической безопасности детских игр (в том числе компьютерных и электронных), игрушек, игрового оборудования и игровых сооружений;

разработки и внедрения современных программно-технологических механизмов, позволяющих обеспечивать безопасность детей в сетях  интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе в образовательных и иных учреждениях для несовершеннолетних обучающихся и воспитанников;

разработки программ профилактики интернет- и игровой зависимостей и реабилитации страдающих ими детей и подростков; 

разработки и принятия комплекса государственных мер поддержки производителей отечественной игровой, печатной, кино-, теле-, видео-, аудио- и иной медиа-продукции для детей и подростков, способствующей формированию их ценностно-нормативных ориентаций, нравственности, правовой культуры, гражданственности и патриотизма.

Считаю целесообразным предложить Правительству Российской Федерации разработать на основе этого научного труда и утвердить Стратегию информационной безопасности детей в Российской Федерации до 2025 года. 

С 1 июня 2013 года по 1 июня 2014 года по моей инициативе в регионах проводилась  Всероссийская  информационная кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации, организованная с целью объединения усилий профессионального сообщества,  журналистов, Интернет-сообщества, институтов гражданского общества для обеспечения информационной безопасности детей и недопущения пропаганды жестокости, насилия, педофилии, суицидов среди детей и подростков в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях.

Хотелось бы заслушать и обсудить на съезде информацию об опыте проведения данной кампании в регионах.

В рамках Х съезда предстоит также обмен опытом региональной работы по организации институционального воспитания несовершеннолетних в разных видах и типах организаций, в том числе интернатного типа, а также применению специальных психолого-педагогических подходов при работе с воспитанниками, имеющими особые потребности:

детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе  детьми-инвалидами;

несовершеннолетними правонарушителями, включая подростков,  содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях и воспитательных колониях.

Мы рассчитываем также на заинтересованное обсуждение регионального опыта подготовки профессиональных кадров в области воспитании детей и подростков, привлечения к современному воспитательному процессу общественных объединений и религиозных организаций, включая вопросы:

организации «воспитания воспитателей» (педагогов, родителей, как родных, так и замещающих);

их обучения основам детской и подростковой психологии;

подготовки специалистов и современных методик воспитания детей;

привлечения к этому виду социально полезной деятельности общественных и религиозных организаций, НКО, пенсионеров и ветеранов.

Наш съезд должен внести свой вклад в разработку готовящихся в настоящее время Стратегии развития воспитания детей в Российской Федерации. Она должна быть основана на традиционных российских исторических, культурных и духовно-нравственных ценностях и в то же время учитывать следующие общепризнанные принципы международного права: 

государственного протекционизма в интересах детей, предполагающий наилучшее  обеспечение государством интересов ребенка во всех действиях в отношении детей и особой их защиты как наиболее уязвимой социальной группы;

допустимости ограничения законом прав и свобод граждан, если это необходимо для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав несовершеннолетних;

допустимости ограничения законом прав и свобод самого ребенка (включая свободу искать, получать, передавать информацию), когда это необходимо для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также в случаях, когда пользование такими правами может причинить вред самому ребенку, его нравственности, здоровью и нормальному развития;

субсидиарной ответственности государства и родителей за воспитание несовершеннолетних детей, при признании государством безусловного приоритета прав родителей на воспитание собственных детей перед всеми другими лицами.

Считаю также крайне важным соблюдение в Стратегии воспитания баланса прав и обязанностей ребенка, обеспечение обучения детей навыкам ответственного поведения перед семьей (родительской и своей собственной будущей семьей), обществом и государством.

Значение системного государственного решения этих вопросов на общенациональном уровне для обеспечения национальной безопасности и будущего развития России трудно переоценить.

Выстраивание последовательной политики в области воспитания детей и юношества, строго ориентированной на традиционные для России духовно-нравственные ценности и культурную самобытность, особо необходимо в условиях обострившейся военно-политической ситуации на международной арене на фоне происходящего на наших глазах глубокого кризиса европейских псевдодемократических ценностей и норм общественной жизни. 

Особенно важно обсуждение и решение указанных проблем в объявленный в России 2014 год как Год культуры.

По итогам съезда мы должны совместно выработать реальные, действенные рекомендации и решения, которые смогут быть успешно реализованы в законодательной и правоприменительной практике».

Источник