Под медиацией понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Глобальная задача службы - сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом. Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. Школьная служба примирения – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.
Медиация ровесников - это программа, в которой одни подростки, прошедшие специальную подготовку – тренинг – и получившие необходимые навыки, выступают в качестве медиаторов в конфликтах между другими ребятами.
Медиатор-ровесник – ученик, прошедший специальную подготовку и способный руководить процессом разрешения конфликта между другими учениками посредством процесса медиации.
Главная форма восстановительной медиации – программа примирения.Программа примирения – это переговоры между участниками конфликта с участием медиатора.
Такие переговоры позволяют людям обсудить ситуацию и найти наилучший выход из конфликта. Переговоры ведёт специально подготовленный посредник (медиатор). Медиатор никого не обвиняет и не защищает – он занимает нейтральную позицию, помогает сторонам лучше понять друг друга и договориться. На встрече обсуждаются вопросы:
Почему произошел конфликт? К каким последствиям он привел?
Как эту ситуацию можно разрешить?
Как сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторилась?
Главный вопрос программы – личная ответственность. И, если стороны сами пришли к соглашению, то, скорее всего, они его выполнят.