27 января состоялось заседание Правительства,  где обсуждались актуальные вопросы и задачи по созданию условий для обучения детей с особыми потребностями.

Как отметил губернатор Ивановской области Павел Коньков, образование занимает ключевое место в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в социальную среду. «Важно начать эту работу в самом раннем возрасте, – подчеркнул он. – Мы добились неплохих результатов в школьном обучении таких детей. Приоритетная задача на сегодня – развитие дошкольного образования». 

Глава региона уточнил, что речь идёт, в первую очередь, о создании системы сопровождения детей до начала их обучения и открытии дошкольных групп как на базе специализированных школ, так и на базе детских садов.

«Дальнейшим условием развития инклюзивного образования является, в том числе, психологическая подготовка здоровых детей и их родителей к обучению рядом с детьми-инвалидами. В школах региона необходимо предусмотреть соответствующие программы», – подчеркнул Павел Коньков.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в регионе созданы вариативные условия получения образования: специальное (коррекционное) образование, интегрированное (совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми), инклюзивное образование (образование, предполагающее создание универсальной безбарьерной среды в общеобразовательных школах), а также обучение на дому, в том числе с применением дистанционных форм.

Начальник департамента образования Ивановской области Ольга Антонова сообщила, что в области активно создается необходимая для развития инклюзивного образования безбарьерная среда. Также, по её словам, педагоги общеобразовательных учреждений проходят подготовку к работе со слабослышащими и слабовидящими детьми. «Между тем, в регионе есть потребность в сурдопедагогах и педагогах-дефектологах. Актуальным является и вопрос оплаты труда учителей, в классе которых наряду со здоровыми детьми обучаются дети-инвалиды», – отметила Ольга Антонова.

Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Океанская выступила с докладом, в котором акцентировала внимание на решении следующих задач:

1. Расширение сети специализированных дошкольных организаций: детских садов или групп компенсирующего и комбинированного видов, групп кратковременного пребывания, лекотек.

2. Развитие инклюзивного образования, которое должно быть обеспечено созданием «доступной среды» как в образовательных организациях, так и в учреждениях дополнительного образования и психологической подготовкой типично развивающихся детей, их родителей. Эту функцию работы с детьми и родителями должна взять на себя образовательные организации, даже те, в которых не учатся дети с особенными потребностями (ведь контактируют дети друг с другом и за пределами школы).

Татьяна Океанская предложила Департаменту образования рекомендовать общеобразовательным организациям выделить специальное направление в воспитательной работе школы, классов, нацеленное на формирование  представления у детей и взрослых об инвалидности не в рамках «медицинской» модели как недуга, заболевания, патологии, а в рамках «социальной» модели, которая не исключает «медицинскую», но дополняет ее: люди являются инвалидами еще из-за физических барьеров в окружающей среде и психологических барьеров в общественном сознании. «Такую работу можно реализовывать  через проведение классных часов, классных родительских собраний, специальных курсов, акций, совместных мероприятий, создание волонтерских отрядов.  Считаем, необходимо посвятить областное родительское собрание теме «Школа, открытая для всех», - предложила Татьяна Океанская.

3. Обеспечение психологически поддержкой детей с особенными потребностями и родителей, их воспитывающих. Поэтому, по мнению Татьяны Океанской, решение создать Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, без сомнения, является своевременным и целесообразным.

4. Развивать сеть учреждений, обеспечивающих право на получение дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Работа в этом направлении будет идти эффективнее, если создать базу данных потребностей семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в услугах дополнительного образования.

Дополнительное образование является проблемой для детей, родители которых выбрали интегрированное, инклюзивное, домашнее дистанционное формы получения образования. Конечно, в регионе есть примеры реализации адаптивных дополнительных общеобразовательных программ для указанной категории детей, но этот опыт существует как разрозненный: опыт отдельных образовательных организаций отдельных муниципалитетов. А это значит, что необходимо обобщить накопленный опыт, лучшие модели распространить в границах региона. «В качестве первых шагов можно рассмотреть возможность провести секцию по данной тематике в рамках пятого межрегионального фестиваля инновационных проектов «Открытый диалог – 2015: опыт и перспективы», который проводит Институт развития образования Ивановской области», - предложила Татьяна Океанская.

5. Создание условий для социально-бытовой ориентировки и профориентации детей с особенными потребностями, выбравших  интегрированное, инклюзивное, домашнее дистанционное формы обучения. «Можно использовать ресурсы межшкольных учебных комбинатов», - отметила Татьяна Океанская.

В приемную Уполномоченного поступали обращения по вопросу реализации прав детей с ограниченными возможностями  здоровья и детей-инвалидов на образование.

Уполномоченный по правам ребенка построила свое выступление с учетом анализа обращений, поступивших в службу Уполномоченного по правам ребенка, и встреч с родителями. В первую очередь это относится к реализации права детей-инвалидов на дополнительное и профессиональное образование, социализацию, развитие паралимпийского  движения. Несколько обращений касались вопроса разработки индивидуального плана обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с особенными потребностями важно учесть каждую особенность их здоровья и развития. В такой ситуации необходимо применять эксклюзивный подход. Еще одна тема обращений - просьбы «смягчить» условия сдачи итоговой аттестации.


Источник