Уполномоченный отметил необходимость создания условий для сокращения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализации права детей этой категории жить и воспитываться в семье является одним из приоритетных направлений государственной социальной и демографической политики России.

 

Основными направлениями этой деятельности являются:

  • профилактика социального сиротства, организация коррекционной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в целях предупреждения случаев утраты детьми родительского попечения и изъятия детей из семьи;
  • формирование в обществе позитивного восприятия института семейного устройства детей-сирот, расширение доступа граждан к информации о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи;
  • развитие различных форм семейного устройства детей-сирот, создание условий, при которых все дети этой категории будут устраиваться в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на её территории;
  • развитие системы подбора и подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей-сирот, а также комплексного сопровождения замещающих семей;
  • социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот;
  • реформирование организаций для детей-сирот в целях создания благоприятных условий для воспитания находящихся в них детей, а также использования ресурсов этих организаций в деятельности по семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот.

 

Павел Астахов привел такие данные:

  • на 35% сократилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (со 127 тыс. до 82,2 тыс. детей);
  • более чем на 24% сократилось количество образовательных учреждений для детей-сирот (с 1770 до 1344 учреждений);
  • более чем на 35% уменьшилась численность детей, находящихся в этих учреждениях (со 123 тыс. до 79,9 тыс. детей);
  • на 25% сократилось число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (со 177 тыс. до 132,8 тыс. детей);
  • почти на 64% уменьшилось число детей, передаваемых на усыновление иностранным гражданам (с 9,4 тыс. до 3,4 тыс. детей).

 

Однако, как отметил Уполномоченный, несмотря на достигнутые положительные результаты, рапортовать об успехах в этой важнейшей сфере государственной деятельности пока ещё рано.Об этом свидетельствует остающаяся недопустимо высокой численность сирот в России.В 2011 году выявлено около 82,2 тыс. детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2010 г. – 93,8 тыс. детей, в 2009 г. – 106,7 тыс. детей, в 2008 г. – 115,6 тыс. детей).Особое беспокойство вызывает распространение социального сирот­ства: 83,8 % составляют дети, оставшиеся «сиротами» при живых родите­лях (в 2011 г. выявлено 68 834 человек). 

Анализ ситуации с социальным сиротством в субъектах РФ показывает, что причины, обусловливающие значительное число «социальных сирот» в совре­менной России, имеют комплексных характер.Одними из наиболее распространенных причин социального сиротства является лишение родителей прав на воспитание своих несовершенно­летних детей.

За три года на 23,7 % снизилось число детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель (с 50 239 до 38 323 человек). В то же время возросла на 10,3 % численность детей, родители которых ограничены в родительских правах (с 7660 до 8451 человек), в том числе на 11,9 % – численность детей, у которых ограничены в родительских правах оба роди­теля или единственный родитель (с 6082 до 6803 чел.)

В целом по стране в 2011 году было реорганизовано 85 детских сиротских учреждений (в 2010 г. – 69), из них ликвидировано 42, 33 перепрофилиро­вано в образовательные учреждения других типов, и только 1 – в  организацию, осу­ществляющую работу с приемными родителями и замещающими семьями.

«При этом еще раз подчеркиваю, что не призываю и никогда не призывал власти  к  немедленной бездумной ликвидации детских домов и других сиротских учреждений, напротив, предостерегал от кампанейщины и возможных злоупотреблений при решении важнейшей социальной и государственной задачи реализации права каждого ребёнка жить и воспитываться в семье. Во главе угла должно стоять право ребёнка на семью, а не право родителей на приобретение ребёнка! Ребёнок не должен превращаться в предмет каких-либо сделок, в средство удовлетворения каких бы то ни было потребностей взрослых», - подчеркнул Павел Астахов.