Тезисы выступления
Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области Т.Г.Степановой
на заседании Правительства Ивановской области 12.10.2010
«О реализации проекта «Дистанционное образование детей-инвалидов»
на территории Ивановской области в 2010-2011 учебном году»
Уважаемый Михаил Александрович!
Уважаемые члены Правительства и участники заседания!
В 2009 году Президент РФ Д.А. Медведев поставил перед Федеральным Собранием задачу создания безбарьерной школьной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. Этому, в частности, должна способствовать новая программа приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы по организации дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В своем выступлении в Твери на заседании Совета по развитию информационного общества 08.07.2010 года Глава государства назвал недопустимым задержки с созданием системы дистанционного обучения для детей, которые по состоянию здоровья не могут ходить в школу. По словам Д.А. Медведева, "если применительно к обычной школе и к обычным детям это еще может быть растянуто на какое-то время, то по отношению к тем, кто имеет проблемы со здоровьем, кто сидит дома, это нужно решить незамедлительно".
Дистанционное образование реализует право детей-инвалидов на получение качественного образования по государственным образовательным стандартам, обеспечивает доступ к образовательным и иным ресурсам, способствует созданию безбарьерной среды общения, расширению возможностей последующей профессиональной занятости и успешной интеграции в общество.
Очень важно, что в рамках этого проекта оснащаются необходимыми программно-техническими средствами и подключаются к сети Интернет места проживания детей.
Каждое рабочее место ребенка должно состоять из компьютера, принтера, графического планшета, сканера, Web-камеры. С учетом специфики нарушений развития: заболеваний опорно-двигательной системы, слуха, зрения и других – предоставлены специализированные компьютерные устройства. А с учетом образовательных потребностей и склонностей ребенка – дополнительное оборудование: электронные клавиатуры, микроскопы, видео и фото камеры.
Программное обеспечение предназначено не только для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования, оно также позволяет развить и творческие наклонности, помочь сформировать начальные профессиональные навыки и получить дополнительное образование.
По условиям реализации проекта предоставляемое оборудование передаётся в семьи учащихся на время обучения.
Хочу обратить внимание руководителей муниципальных образований на необходимость обеспечения сохранности этого оборудования – с учетом наличия неблагополучных семей и предусмотреть возможность страхования данного вида имущества.
Кроме того, считаю, что учебный комплект, на котором ребенок учился в течение 3 и более лет, необходимо оставить в собственность этих детей для возможности продолжения дальнейшей учебы.
Поддерживаю решение Департамента образования о создании собственной информационно-образовательной среды на сервере регионального Центра дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Ивановской области.
Собственный сайт проекта предоставит более широкие возможности для обучения не только детей, но и родителей. Позволит расширить возможность поиска и обмена информацией для всех участников образовательного процесса: педагогов, специалистов-кураторов, родителей.
Анализ практики других субъектов Российской Федерации показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение детьми основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.
Но дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие ребенка с учителем (учителями).
Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением учителем ребенка на дому. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).
При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с другими учениками в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Для эффективной работы необходимо обеспечить тесное межведомственное взаимодействие органов образования, здравоохранения и социальной защиты населения, сформировать электронную региональную базу данных о детях с ограниченными возможностями здоровья для получения общего образования с применением дистанционных технологий.
И учесть, при этом, все категории детей.
Так, в нашей области в учреждениях 8 вида обучается более 1200 детей с нарушением интеллекта (1231чел.), среди них 223 ребенка-инвалида. Кроме того, 42 ребенка с нарушением интеллекта обучаются в Кохомской специальной (коррекционной) школе-интернате VI вида.
52 учащихся по медицинским показаниям обучаются на дому. Считаю необходимым рассмотреть возможность включения этой категории детей для получения дистанционного образования по специальным (коррекционным) программам.
Также необходимо особо сконцентрировать внимание на слепых детях. Обращаю Ваше внимание, что это дети, как правило, с сохранным интеллектом. Учитывая значительное количество (33 ребенка имеют тотальную слепоту на оба глаза, 49 человек - на 1 глаз), считаю, что эта категория детей нуждается в поддержке и включении их в проект дистанционного обучения. Указанная категория детей лишена возможности реализации права на получение образования на территории Ивановской области.
В Ивановской области в коррекционной школе для слабовидящих детей нет специальных классов для слепых детей, поэтому родители этой категории детей вынуждены либо менять место жительство и уезжать из Ивановской области туда, где имеются специальные образовательные учреждения, либо отправлять ребенка на обучение в интернат, с чем в последнее время также возникли сложности по причине изменения финансирования.
Обращаюсь к Департаменту образования Ивановской области: прошу рассмотреть возможности включения этой категории детей в Программу дистанционного образования по Брайлю либо открыть специальные классы в коррекционной школе для слабовидящих детей.
Так, слепой ребенок с отличным интеллектом, пианист Бушуев Илья 1996 года рождения вынужден получать образование во Владимирской школе – интернате для слепых детей.
Кроме того, в целях дальнейшего развития проекта необходимо обратиться в Министерство образования и науки РФ с предложением разработать специальные программы профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо максимально эффективно использовать то оборудование, которое сегодня получили дети для их возможной профессиональной деятельности, в том числе через Интернет.
В своем выступлении начальник Департамента образования Ивановской области Н.И. Буракова уже озвучила цифры поэтапной реализации проекта.
В Ивановской области в 2009 году получено финансирование для дистанционного образования 50 детей – инвалидов, к концу текущего года дистанционное обучение будет доступно уже 130 ребятам.
В 2011 году планируется создать условия для дистанционного образования 160 учащимся из 18 муниципальных образований области, а в 2012 году - 190 детям-инвалидам.
Данный проект является подтверждением реализации Федеральных Законов № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» и Федерального Закона № 181 – ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Важно, чтобы дети в Ивановской области получили право доступа к образованию независимо от места жительства и состояния здоровья.
Уполномоченный по права ребенка в Ивановской области Т.Г. Степанова