"Ивановская газета" №177 (5024) 27 сентября 2011 г. (10-11 полоса)

 Трудная тема

Подростки не понимают, что жизнь - одна

Ольга ПЕТРОВА

… Длинный-длинный разноцветный коридор, где много разных людей, много деревьев, птиц и животных, большие здания, вышки и машины. А в самом конце коридора горит яркий стеклянный фонарик. Когда человек маленький, в коридоре весна, когда вырастает, настает лето, а потом, в старости, приходит осень, за ней зима, и фонарик гаснет. Такова, в представлении моей шестилетней племянницы Машеньки жизнь человека. К счастью, не знает она пока, что человек может сам, не дожидаясь зимы, осени и порой даже лета, разбить этот фонарик вдребезги. Потому что в коридоре ему тяжело, одиноко и совсем не разноцветно, потому что весна его уже не радует…

Детский суицид. Это сочетание слов даже произносить страшно. Но время неумолимо показывает, что год от года число детских самоубийств только растет. Почему? Из-за чего или кого? На эти вопросы даже родители не всегда находят ответы.

Полное отсутствие счастья

Горькая статистика

С начала этого года в Ивановской области произошло 15 случаев суицида среди несовершеннолетних, 6 из них – со смертельным исходом. В прошлом году за тот же период пытались покончить с собой 7 человек.

«По данным Всемирной организации здравоохранения, самоубийство – это 13-я по счету причина смерти во всем мире, - рассказывает временно исполняющая обязанности начальника отделения организации работы подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Ивановской области Валентина Анисимова. - В настоящее время нет единой теории по причинам суицида – это могут быть и психопатические, и социологические причины, это может быть внутренняя предрасположенность, в конце концов генетическая. Иногда и любящие родители, и учителя, и близкие люди не в состоянии объяснить те причины, которые побудили ребенка к такому шагу, поскольку даже записки, оставленные на месте суицида, мало о чем говорят. Процитирую ведущего американского суицидолога Шнейдмана: «Самоубийство никогда не случается от переполненности счастьем, напротив, оно совершается в условиях его полного отсутствия».

По ее словам, среди подростков последней каплей может быть и неразделенная любовь, к которой взрослые, как правило, относятся несерьезно, и предательство друзей, и конфликты в школе и с самими родителями.

«По результатам проведенного нами анализа, основные причины суицидального поведения - это, конечно, внутрисемейные конфликты (приблизительно 70%) и проблема взаимоотношений с лицами противоположного пола (15%). Возникают они, судя по объяснениям самих несовершеннолетних, друзей, одноклассников и родителей, из-за неумения строить межличностные отношения», - продолжает Валентина Анисимова.

Комментарий

Татьяна Степанова, Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области:

- Есть несколько причин такого рода поступков. В первую очередь это прессинг успехом. На данный момент в России большая часть родителей мотивирует своих детей на личный успех, то есть: «Ты должен обязательно получить высшее образование, ты должен сдать ЕГЭ только на 5, ты должен соответствовать всем моим требованиям». Иногда дети просто морально такой нагрузки не выдерживают.

Ранняя алкоголизация и наркомания среди наших тинэйджеров - для меня это своего рода скрытый суицид. Важно понять, что предсуицидальное состояние у ребенка – это глубокое состояние полного психического выгорания и невозможности найти выход из сложившейся ситуации. Ребенок не может ни с кем поделиться. Из родительско-детских отношений исчезает доверие.

Если разбираться в причинах суицидов, то порядка 46% - это конфликты в семье и только порядка 15% случаев - это конфликты среди сверстников, в образовательной среде и так далее.

Обращаюсь к родителям: если мы с вами не найдем времени на собственных детей для того, чтобы после работы не просто заглянуть к ним в комнату и убедиться, что дети дома и делают уроки, и на этом успокоиться, а найти время поговорить, посмотреть ребенку в глаза, то это время найдет кто-то другой, и это страшно. Пожалуйста, относитесь к своим детям трепетно и внимательно и не бойтесь в случае необходимости обращаться к психологу!


Кто они - те, кто сам разбивает «фонарик»?

Специалисты попытались составить психологический портрет ребенка, для которого основной выход из негативной ситуации – это прощание с жизнью.

«Для них характерен узкий круг интересов, чрезмерное увлечение Интернетом, неумение переключаться на какую-то полезную деятельность, низкая психологическая культура, примитивность поводов для ссор и обид. Имеет большое значение и педагогическая несостоятельность родителей, которые считают, что ребенок, как его родили, так он и растет. А ведь дети - это отдельно взятый мир», - размышляет Валентина Анисимова.

Из всех этих 15 мальчишек и девчонок, которые пытались уйти из жизни, только один состоял на учете в ПДН. Остальные – ходили в школу, общались со своими друзьями, родителями, то есть были всегда на виду.

«Кто-то неоднократно говорил при родителях, друзьях, братьях-сестрах «я повешусь», я зарежусь», но не всегда близкие придавали этому значение. Было и такое, что веревку из рук вырывали, но на следующий раз ребенок все равно повесился. Но в основном, говорят родители, никакой предрасположенности не было. Например, из показания родителей: «Ребенок был весел, пришел из школы в хорошем настроении, вдруг ушел в сарай, замкнулся в себе, а когда мы его обнаружили, он уже висел». Бывает и такое», - констатирует Валентина Александровна.

Как они уходили…

Самым ужасным способом, который избирают подростки для самоубийства, становится повешение – все шесть суицидов, которые закончились летальным исходом в этом году в Ивановской области. Семеро подростков попытались отравиться, двое – резали себе вены.

«Девочка, 14 лет. Проживает с бабушкой. Отравление неизвестными таблетками. В тот злополучный день девочка не пошла в школу, ссылалась на плохое самочувствие. Бабушка начала ее ругать, мол, почему пропускаешь занятия. В итоге девочка пошла якобы в школу, правда, без особого желания, а когда вернулась, то бабушка заметила заторможенное состояние внучки, поняла, что что-то с ребенком не то, стала ее расспрашивать. Выяснилось, что ребенок выпил много-много таблеток. Ранее таких случаев не было, но бабушка предполагает, что к данному поступку внучку привело частое пользование Интернетом».

(Из материалов отдела по делам несовершеннолетних.)

Подростки с неокрепшей, неустоявшейся психикой думают, что в реальности всё как в компьютерной игре: несколько этапов, несколько жизней. Они не понимают, что жизнь – одна.

«Женщина - гражданка Украины, приехала в Ивановскую область, перемещалась по частным домам-квартирам, толком была не трудоустроена, жила на алименты. В итоге - низкий материальный достаток, ребенок бог знает, как одет. Конечно, и сверстники в школе начали его дразнить. Мать устраивала свою личную жизнь, а ребенок, как хвостик, за ней по пятам ходил. В итоге мальчишка повесился от такой жизни. Денег не было даже на похороны, этой семье помогли общественная организация «Женская инициатива» и департамент соцзащиты. Сразу же выделили деньги семье, и ребенка похоронили, а второго ребенка из этой же семьи взяли под контроль», - рассказывает Валентина Анисимова.

По ее словам, социальная незащищенность – это один из факторов, который приводит несовершеннолетних к суициду.

Но бывает, что и в благополучных семьях случаются подобные трагедии:

«Мальчик дружит с девочкой. Мама девочки горит дочери: «Мне твой мальчик не нравится». В итоге мальчик с девочкой выясняют на веранде отношения. Он: «Ты не хочешь со мной дружить». Она: «Мне запрещает мама». Довыяснялись до того, что он хватает осколок бутылки и режет себе вены. Она, глядя на своего возлюбленного, делает то же самое. В итоге оба истекают кровью, оба звонят родителям».

(Из материалов отдела по делам несовершеннолетних.)

К счастью, этих «Ромео и Джульетту» удалось вернуть к жизни.

«Шуя. Мальчик 16 лет. Проживал с бабушкой, учился в училище. Повесился по элементарной причине – о нем все забыли. Родители работают в Москве, ребенок живет с престарелой женщиной, которой не то что за ним - за собой следить порой не удается. Возможно, у него начались какие-то конфликты с однокурсниками, а помочь ему никто так и не смог». (Из материалов отдела по делам несовершеннолетних.)

Каждый случай индивидуален, ведь если при жизни до души ребенка никто не смог достучаться, то после смерти это сделать невозможно. Но что-то же его подтолкнуло?

«Вот благополучная вроде семья: родители работают, есть брат. Родители ушли на работу, брат уехал в другой город по делам. Приехал – младший брат висит в петле. Что побудило мальчика к такому поступку – никто объяснить не может, - рассказывает Валентина Анисимова. – Или вот девочка. Жила с бабушкой, состояла у нас на учете. И пусть девочка далеко не подарок: и спиртное употребляла, и плохо себя вела, но всё же это отдельно взятая личность. Видимо, где-то за ней недоглядели. Бабушка пришла, а девочка висит на кухне на батарее на кашпо. Видимо, в какой-то момент внутри девочки что-то сломалось, она не захотела больше жить».

Мы боремся за них

Попыток суицида с каждым годом фиксируется в 1,5-2 раза больше, чем завершенных самоубийств. Эта тенденция заставляет задуматься и о профилактике, и о последствиях. Поскольку суицид и суицидальная попытка не являются преступлением, то уголовное дело не возбуждается, если нет веских оснований заподозрить, что это было доведение до самоубийства.

«Конечно, со своей стороны мы проводим профилактическую работу: выходим в школы? где не только читаем профилактические лекции, но и проводим брифинги, тренинги на тему «Как разрешать конфликты», «Каков смысл твоей жизни». То есть показываем, как выйти из той или иной жизненной ситуации, не доводя себя до крайностей. И для учителей, и для родителей организуются выступления, демонстрируются тематические фильмы», - рассказывает Валентина Анисимова.

Кстати, детей, которые пытались покончить с собой, как правило, передают врачам. Психологи занимаются с такими детьми и пытаются найти причину, по которой мальчик или девочка решились на такой страшный шаг.

Автор благодарит за предоставленный материал отделение организации работы ПДН УМВД России по Ивановской области и Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области.

 

Где происходили детские суициды за 9 месяцев текущего года.

Приволжск – 2

Иваново – 1

Шуя – 1

Савино – 1

Кинешма – 1

 

Не упустите момент!

Что творится в душе у подростка в тот момент, когда он приходит к мысли о самоубийстве? Могут ли увидеть и прочувствовать это состояние окружающие? Психологи ивановского областного Центра психолого-педагогической помощи семье и детям попытались найти ответы на эти вопросы.

Когда у подростка накапливаются, но не решаются проблемы, он может испытывать душевную боль. Возникает чувство отчаяния, появляется мысль, что всё в жизни плохо и ничего не изменится. Тогда подросток пытается избавиться от мучительных переживаний и, не найдя других решений, приходит к мысли о суициде.

Если такие мысли уже появились, их можно определить по ряду признаков:

Слова

- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

- косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;

- много шутит на тему самоубийства;

- проявляет нездоровую заинтересованность в вопросах смерти.

Поступки

- раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость для него, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;

- ест (спит) слишком мало или слишком много, становится неряшливым, пропускает занятия в школе, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками, проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;

- проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Самочувствие

- жалуется на скуку, усталость;

- испытывает головную боль, боль в желудке.

Как помочь ребенку, который находится на грани жизни и смерти?

  • перестать критиковать ребенка, оказывать на него давление;
  • проявить внимание, заботу (выслушать, понять его трудности);
  • оказать поддержку при разрешении проблем в школе, с друзьями;
  • переключить внимание ребенка, увлечь интересным занятием;
  • сменить обстановку, обновить интерьер; 
  • сменить окружение подростка, познакомить его с новыми позитивными друзьями;
  • повысить самооценку ребенка (например, попросить его оказать вам помощь, похвалить его, сказать, как он вам дорог);
  • обратиться за помощью к психологу.

Повод задуматься

В 2007 году группа ивановских ученых провела колоссальную работу, посвященную самоубийствам в Ивановской области. Александр Мягков и Сергей Ерофеев, исследуя число суицидов в разные годы, соотносили ситуацию в стране и скачки активности по самоубийствам.

«С 2000 года в городе и области начинается постепенный спад суицидальной активности, продолжавшийся вплоть до 2004 года, однако уже в 2005 году наблюдается новый, хотя и не столь значительный скачок – до уровня 2003 года. Эти тенденции согласуются с суицидальной динамикой, характерной для страны в целом, где аналогичные спады и подъемы происходили примерно в те же временные периоды», - пишут ученые. И тут же приходят к выводу, что «депрессивное состояние области – главный источник сохранения негативных трендов в динамике самоубийств».

К тому же Мягков с Ерофеевым установили, что способы суицидального поведения различаются в зависимости от места жительства людей: в крупных городах чаще происходят самоотравления, а также случаи, когда люди убивают себя, выбрасываясь из окон многоэтажных домов. Самоубийства с использованием огнестрельного оружия более распространены в малых городах, близких к сельской местности. Ученые выявили различия в способах самоубийств и в зависимости от пола и возраста людей.

Способы незавершенных самоубийств в зависимости от пола и возраста суицидентов

(в %)

Группы

Способы самоубийства

I

II

III

IV

V

VI*

Пол:

Мужчины

22,6

3,6

53,6

4,7

12,4

3,1

Женщины

62,2

6,4

24,7

2,7

2,7

1,3

Возраст:

11-13

81,5

0,0

7,4

7,4

3,7

0,0

14-19

48,3

3,0

43,5

3,1

1,3

0,7

20-29

40,5

2,4

47,8

3,0

4,2

2,1

30-59

39,8

6,6

35,0

4,2

11,9

2,6

60-90

40,7

12,5

21,8

5,2

15,7

4,0

Все суициденты

41,8

4,9

39,4

3,7

7,6

2,2

* I. Медикаментозные отравления. II. Прочие отравления (уксусной эссенцией, аммиаком, бытовым газом и т. п.). III. Самотравмирование (умышленное нанесение ножевых ран, вскрытие вен). IV. Падение с высоты, переломы. V. Самоповешение. VI. Прочие (утопления, ожоги, сотрясения мозга и т. п.).