Как вновь назначенный Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области, считаю актуальной идею развития ювенальной юстиции в нашем регионе.
Международными стандартами признается необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, избегая криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим.
Развитие ювенальной юстиции в ряде регионов РФ, в том числе в Ивановской области, способствовало накоплению положительного опыта по ресоциализации детей, оказавшихся в конфликте с законом, социальной адаптации «трудных» подростков, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В России на современном этапе не существует единого вектора развития системы ювенальной юстиции. В каждом субъекте она формируется по-разному с учетом специфических региональных особенностей.
В России на современном этапе не существует единого вектора развития системы ювенальной юстиции. В каждом субъекте она формируется по-разному с учетом специфических региональных особенностей.
Так, в Санкт-Петербурге в 1999 году и в Москве в 2000 году пилотные проекты по внедрению элементов ювенальной юстиции на основе французского и шведского опыта, осуществляемый совместно с ЮНИСЕФ, были направлены на развитие сети социальных служб, «позволяющих совместить индивидуальное, личностное отношение к подростку с привлечением ресурсов государства, социума в целом», а также на апробирование участия социальных работников, педагогов, психологов при осуществлении правосудия.
В 2001 году в Ростовской и Саратовской областях были начаты два пилотных проекта. Происходило обособление специализированных составов судей по делам несовершеннолетних, которым для работы предоставлялось отдельное здание, оборудованное в соответствии с международными стандартами. Аналогичным образом шло формирование системы ювенальной юстиции в Иркутской области, Пермском крае и многих других регионах.
В Ивановской области система ювенальной юстиции развивается также по особому пути. Как уже отмечалось до меня, интересен опыт судов (например, в Октябрьском районном суде г. Иваново, в Юрьевецком районном суде применяются методики так называемого восстановительного правосудия, включающего широкое применение воспитательных мер вместо наказания, применение примирительных  процедур (т.е. медиации). В рамках ювенальной юстиции происходит укрепление позиции Уполномоченного по правам ребёнка на региональном уровне, становление института Уполномоченных по правам ребёнка в образовательных учреждениях.
Сегодня говорилось о  том, какая работа должна проводиться с несовершеннолетними, преступившими закон. Однако, не менее важной  задачей должно быть недопущение совершения подростком преступления. Главная задача органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций создать благоприятные условия для развития личности ребенка в семье. И на государственном уровне и на уровне Ивановской области должны приниматься необходимые меры по обеспечению помощи и поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Практика показывает, что в основном, правонарушения совершаются несовершеннолетними, воспитывающимися в семьях с одним родителем, часто после распада семьи. Поэтому ювенальные  технологии должны применяться также при рассмотрении гражданских дел, затрагивающих интересы несовершеннолетних.
Важной задачей является сохранение семьи на стадии бракоразводного процесса. В этой связи, хотелось бы обратить внимание судей на необходимость более широкого использования предоставленного законом  права учитывать интересы детей при вынесении при рассмотрении дел о разделе имущества супругов. В последнее время появилась практика определения судом порядка проживания ребёнка поочередно с каждым из родителей. Как Уполномоченный считаю важным обратить внимание, что данная тенденция не соответствует принципу определения для ребёнка «стабильного дома», прописанному в рекомендациях ООН.
Важно, чтобы мнение ребёнка во всех делах, затрагивающих его интересы, было услышано. 
Во всех случаях расторжения брака следует использовать право отложения судебного разбирательства в целях примирения супругов и сохранения семейных отношений.  Также в рамках проведения судьями  примирительных процедур целесообразно направлять конфликтующих супругов в центры психологической помощи.
Мы обращаемся сегодня к проблеме ювенальной юстиции, потому что существующая карательная модель правосудия себя исчерпала – это очевидно, т.к. по имеющейся статистике  большая доля освободившихся из заключения несовершеннолетних преступников вновь оказывается на скамье подсудимых.
На мой взгляд,  задача ювенальной юстиции для России сегодня – не ставить на оступившегося ребенка клеймо преступника, а с начала разобраться в тех причинах, которые подтолкнули ребенка на преступление. В сельской местности (а большинство населения России и Ивановской области живет в сельской местности) это, как правило, связано с отсутствием у родителей работы, абсолютной нищетой. В условиях обанкротившихся колхозов необходимо помочь людям обзавестись собственными хозяйствами.
Далее нужно дать ребенку возможность получить нормальное образование, профессию, помочь ему войти в нормальное русло.
И еще ювенальная юстиция актуальна, так как сегодня уже очевидно, что предупреждение преступности – дело не только государства (как считалось раньше), но государства и общества. В настоящее время, на этапе становления в России гражданского общества, государственным структурам необходимо активнее привлекать и поддерживать общественные организации в решении проблем социальной помощи и адаптации неблагополучных семей, из которых, как правило, выходят несовершеннолетние преступники. В Ивановской области действуют ряд благотворительных организаций,  волонтеры которых своими реальными делами доказали неравнодушное отношение к проблемам других людей, особенно к проблемам детства.
Как показывает практика, очень часто при выяснении личных отношений родителей ребёнок оказывается лишь инструментом в этой борьбе, а его мнение перестает интересовать взрослых. Именно таким путём в ряде случаев подросток втягивается в бесцельное времяпрепровождение на улице, общение с подростками антисоциальной направленности, совершению правонарушений. Принятие мер к укреплению и сохранению института семьи должно способствовать сокращению случаев безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для профилактики правонарушений среди подростков с девиантным поведением следует организовывать их правовое просвещение и занятия по правовой грамотности.
Всеми правоохранительными органами на любом этапе работы с семьёй или несовершеннолетним при необходимости нужно обеспечивать получение указанными лицами психологической помощи путем направления в соответствующие психологические центры и службы. В связи с этим, считаю целесообразным увеличить количество центров бесплатной психологической помощи семье и детям.  
При введении ювенальной юстиции в России необходимо также учитывать мнение Русской Православной Церкви и других религиозных организаций, имеющих опыт работы с сиротами, «трудными детьми» и малолетними преступниками. На встрече 8 декабря 2009 года с представителем Детского фонда ЮНИСЕФ в России Бертраном Бейнвелем представитель Московского Патриархата иеромонах Филипп (Рябых) выразил озабоченность тем, что усиление регулирующей роли государственных органов в отношениях между родителями и детьми может приводить к разрушению института семьи. Он также сообщил, что имеются случаи необоснованного вмешательства в семейную жизнь под предлогом защиты прав детей. В этой связи, считаю, недопустимо, доверять решать судьбы детей бездушным людям с холодным сердцем.