Стенограмма интернет-конференции на тему:

«Соблюдение прав и законных интересов ребенка в Ивановской области»

 

Дата проведения: 20.07.11.

Время проведения: 11.00-12.00

Место проведения: конференц-зал ООО «Гарант-Инфо»

Адрес: ул. Лежневская, д. 138 а, 7 этаж

Ведущая: Екатерина Мясникова

Гость:  Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области - Степанова Татьяна Геннадьевна

 

Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости.

Мы начинаем нашу интернет-конференцию, тема которой "Соблюдение прав и законных интересов ребенка в Ивановской области". В нашем регионе проживает более 170 тысяч детей, 40% из них воспитывается в малоимущих семьях, 2,9% лишены родительского попечения и около 3 тысяч детей-инвалидов.

Вопросы, которые мы получали от жителей нашего города заставляют задуматься каждого. Сегодня на них ответит Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области - Степанова Татьяна Геннадьевна.

Татьяна Геннадьевна, добрый день! Прежде всего разрешите поблагодарить вас за то, что нашли время приехать сегодня к нам. Перейдем к обсуждению поступивших вопросов.

 

Ведущая: Итак, первый вопрос. Татьяна Геннадьевна, кто чаще всего обращается к Вам? С какими вопросами?

Степанова Т.Г.: При Уполномоченном по правам ребенка  каждый день кроме выходных с 10.00 до 17.00  работает бесплатная общественная приемная, в которой граждан принимают юристы с большим опытом юридической практики. По четвергам я лично всегда веду прием с 10.00 до 14.00 часов. С 2010 года действует  интернет-сайт ivdeti.ru, на котором можно задать вопрос непосредственно Уполномоченному и в таком же оперативном режиме  получить квалифицированный, четкий, юридически грамотный ответ. Наибольшее число обращений обусловлено необходимостью разъяснения действующего законодательства. Все поступившие обращения рассмотрены,  в необходимых случаях проведены проверки.  География обращений была представлена 22 муниципальными образованиями, но в большей степени - это Иваново, Ивановский район, Кинешма, Шуя, Комсомольск. Тематика обращений многообразна: защита жилищных прав несовершеннолетних, в первую очередь детей-сирот, взыскание алиментов, устройство детей в образовательные учреждения, помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов и многое другое.

Кроме того, с октября 2010 года в работе  общественной приемной мы используем автоматизированную унифицированную программу регистрации и обработки поступивших обращений. Данная программа позволяет эффективно контролировать сроки рассмотрения обращений, осуществлять поиск документов, вести мониторинг обращений по различным критериям. Уполномоченный по правам ребенка - это тот институт, который находится на стыке многих служб и ведомств, поэтому вопросов много и за каждым судьба конкретного ребенка или семьи в целом.

Если есть какие-то вопросы, приглашаю на сайт ivdeti.ru, где есть возможность напрямую задать вопрос Уполномоченному, или приехать непосредственно в общественную приемную: проспект Ленина, 43, рабочий телефон - 32-75-99.

Ведущая: Спасибо огромное, следующий вопрос. Сейчас постоянно говорят о большом количестве суицидов среди несовершеннолетних. С чем это связано?

Степанова Т.Г.: .: Вопрос для меня как для Уполномоченного по правам ребенка и как для матери двоих детей, а я воспитываю двух дочерей,  действительно принципиально важный. По данным Государственного института имени Сербского,  ежегодно в России совершается около 2 тысяч детских подростковых суицидов.  По сравнению с Европой, где на 100 тысяч детского населения приходится 10 случаев суицидов,   по России – 38.  В  Ивановской области в 2009 году было 3 случая суицида, а за пол года текущего уже 2.  Цифра колоссальная, мы в Европе занимаем первое место. Причем больше это касается мальчишек в возрасте от 15 до 19 лет, у девочек  суицидальных попыток больше, но летальных исходов меньше. Порядка 80% детей, которые совершают такой поступок, - это психически здоровые дети. Многие родители заблуждаются, считая, что в зоне риска находятся только дети из неблагополучных семей, сиротских учреждений или дети с отклонением психики. Как правило, суициду подвержены дети из вполне благополучных семей. Есть несколько причин такого рода поступков. В первую очередь, это прессинг успехом. На данный момент в России большая часть родителей мотивирует своих детей на личный успех, то есть: "Ты должен обязательно получить высшее образование, ты должен сдать ЕГЭ только на 5, ты должен соответствовать всем моим требованиям". Иногда дети просто морально такой нагрузки не выдерживают.

Ранняя алкоголизация и наркомания среди наших тинэйджеров  - для меня это  своего рода скрытый суицид.

Важно понять, что пред суицидальное состояние у ребенка – это глубокое состояние полного психического выгорания и невозможности найти выход из сложившейся ситуации. Ребенок не может ни с кем поделиться. Из родительско-детских отношений исчезает доверие. Есть еще феномен «отвергнутого ребенка», когда ребенок абсолютно осознанно говорит: "Если я уйду из жизни, моей семье без меня будет легче и мне так будет легче". Если разбираться в причинах суицидов, то порядка 46% - это конфликты в семье и только порядка 15% случаев - это конфликты среди сверстников, в образовательной среде и так далее.

Я постоянно говорю родителям, что необходимо особенно в переходном подростковом  возрасте использовать  психологическую помощь.  Для этого у нас  в регионе  функционирует  общероссийский телефон доверия, на котором работают квалифицированные психологи, которые знают особенности подростковой психики и могут оценить глубину этой проблемы. Как правило, родители считают, что помощь психолога нужна больным детям, путая два понятия - психиатрия и особенности  психологического состояния подростка.

Обращаюсь к родителям: если мы с вами не найдем времени на собственных  детей  для того, чтобы после работы не просто заглянуть к ним в комнату и убедиться, что дети дома и  делают уроки, и на этом успокоиться,  а найти время поговорить, заглянуть ребенку в глаза, то это время найдет кто-то другой,  и  это страшно. Пожалуйста, относитесь к своим детям трепетно и внимательно и не бойтесь в случае необходимости обращаться к психологу.

Ведущая: Как Вы относитесь к ЕГЭ и системе школьного образования в целом?

Степанова Т.Г.: Скажу честно,  я получала образование еще в советские времена и очень им довольна. У меня была среднестатистическая семья, в старших классах меня воспитывала фактически одна мама. Материальное положение семьи было сложным, однако, закончив общеобразовательную школу с медалью, сразу поступила в университет.  Я думаю, отчасти  это заслуга системы образования того периода. Равные стартовые возможности! Причем школьный период прошел в Ростовской области, а высшее образование я получала уже в Москве. Мы с вами живем в непростой переходный период. Уверена,  при всех возможных  реформах в системе образования должно быть соблюдено главное право каждого ребенка на бесплатное базовое образование, которое могло бы позволить ему получить хотя бы среднее профессиональное образование. Получить профессию! Появились новые образовательные стандарты, которые призваны отразить все реалии сегодняшнего дня. Стратегия нашей новой школы подразумевает возможность получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный подход к талантливым детям. Идет техническое переоснащение школ, закупается современное оборудование, активно применятся здоровья сберегающие технологии,  но общаясь с педагогами в наших школах, вижу некоторую неготовность и даже усталость. Учителей понять можно и нужно! Нагрузки колоссальные, ответственность, уровень зарплат и т.д.! Но надо  постепенно входить в этот процесс и не бояться.  

Что касается моего отношения к ЕГЭ. В этом году сдавали ЕГЭ 4 336 ребят, я считаю, что наш регион уже наработал практику, поэтому серьезных инцидентов со сдачей ЕГЭ не было - ко мне таких обращений не было зафиксировано, причем у нас достаточно стабильное количество ребят, получивших 100 баллов - это тоже хороший показатель. Даже тот инцидент с дополнительными бланками, когда у нас ребята сдавали обществознание - это опять таки говорит не о скудности речи наших детей, а все-таки о том, что они могут более широко и подробно изложить материал. Это был фактически технический вопрос, относящийся не столько к нашему Департаменту, сколько к Министерству образования РФ. Департамент сработал достаточно оперативно. В этот же день было проведено рабочее совещание, и решение было найдено. Я думаю, что наш  регион в этом плане является благополучным. У нас с вами не было прецедентов, таких, как в Башкирии, когда ребятам приходилось пересдавать, так как   их оценки не засчитывались.

Ведущая: Недавно красили в детском саду стены в туалетах и комнатах, чтобы устроить сына в сад. Что делать с нехваткой детских садов? Как устроить ребенка?

Степанова Т.Г.: Я вхожу в рабочую группу партийного проекта «Единой России» «Детские сады — детям», и как никто другой и по общественной приемной, и по работе в этой рабочей группе, знаю насколько это принципиально важный момент. Мы все понимаем, что родить ребенка — это одно, гораздо более важная и сложная задача — это поставить на ноги и выпустить в жизнь. Одной из ступенек этого воспитания и развития ребенка является дошкольные образовательное учреждение. Если говорить о среднероссийском показателе охвата детского населения услугами дошкольных учреждений она составляет  62, 5 %, у нас показатель - 75,3%.  

Если говорить о очередности, то по области она составляет порядка 5 000 детей, город Иваново уже приближается к 1,5 тысяче детей. Уверенна, что необходимую оптимизацию площадей в существующих детских садах уже провели, необходимо изыскивать возможность и строить новые, соответствующие всем современным требованиям. Приезжая в муниципалитеты, а я сейчас очень активно посещаю муниципальные образования  и, встречаясь с главами администраций,  самый первый вопрос, который я задаю — это наличие ясельных групп и общая очередность в дошкольных образовательных учреждениях. Мне важно, что конкретно сделано для решения этого вопроса, включен ли этот пункт в план развития муниципалитета, какие заложены средства на ремонт уже функционирующих учреждений. Вопрос очень сложный, тем более на фоне всех государственных мер по стимулированию  рождаемости. Конечно, возлагаю определённые надежды на  развитие системы частных детских садов, организацию семейных групп и т.д.

Ведущая: По телевизору говорят о росте количества преступлений в отношении детей. Какая работа ведется в этом направлении? Как защитить своего ребенка?

Степанова Т.Г.: Я хочу сказать, что по состоянию на 1 января 2010 года в России за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних отбывало наказание более 10 тысяч человек, причем 400 из них — это те люди, чья трудовая деятельность была связана с несовершеннолетними. Согласно данным Министерства внутренних дел Российской Федерации,  за последние 7 лет зарегистрированное количество преступлений на сексуальной почве против лиц в возрасте до 16 лет выросло в 30 раз.

Не случайно, что в последнее время разработаны и приняты ряд важных законопроектов.

Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Уголовные дела по преступлениям сексуального характера в отношении несовершеннолетних переданы от следователей органов внутренних дел в подследственность Следственного комитета РФ..

12.07.2011 Дмитрий Медведев внёс на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних». Законопроектом устанавливается особый порядок применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста. Кроме того, предусматривается запрет применения условного осуждения и отсрочки отбывания наказания к лицам, совершившим указанные преступления. Изменяются условия реализации такими лицами права на условно-досрочное освобождение и замену не отбытой части наказания более мягким видом наказания. Наряду с этим в отношении лиц, ранее судимых за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего и вновь совершивших такие деяния, предлагается усилить меры наказания, вплоть до пожизненного лишения свободы.

Со своей стороны, как региональный Уполномоченный, я возлагаю очень серьезные и большие надежды на планируемое подписание соглашения между Следственным комитетом и Уполномоченным по правам ребенка. Это не рамочное соглашение, это абсолютно рабочий документ, который позволит оперативно мониторить ситуацию по расследованию дел против половой неприкосновенности несовершеннолетних, проводить комплексное изучение социально-психологических причин совершения преступлений с участием несовершеннолетних и против них.

Хочу обратить внимание также, что в Российской Федерации  обсуждается возможность введения общественного контроля, уже существующего некоторых странах Европы, когда фото и личный данные человека, осужденного по статьям   педофилии, вывешивают на Интернет-ресурсах, и любой гражданин может зайти на этот интернет-портал и посмотреть, какое количество осужденных по этим статьям находится у него в регионе, у него в городе,  где они живут, чем они занимаются. Полностью поддерживаю эту инициативу. Я рассуждаю так: я абсолютно законопослушный налогоплательщик, у меня двое детей, и я хочу себя и своих детей обезопасить. Я должна знать, кто живет у меня на соседней улице, сколько на данный момент у нас в области людей, осужденных по этим статьям, где они работают. Я считаю, что это право любого гражданина РФ, имеющего ребенка. Однако, есть определенное количество правозащитников, которые не согласны с этой точкой зрения, потому что здесь появляются противоречия с законом о защите персональных данных. Есть мнение, что мы не можем разглашать персональные данные насильника. Но у меня возникает другой вопрос: насильник, когда совершал такого рода преступление, он думал о том, какие права конкретного маленького человека он нарушает? Я думаю, что общество имеет право защитить себя и своих детей, нужно сделать все возможное, чтобы сохранить психически и физически здоровым подрастающее поколение. Это моя точка зрения.

Хотела бы обратить внимание на интернет-угрозу. Я неоднократно принимала участие в круглых столах, на которые были приглашены  эксперты из России, США, Франции. Это проблема не российская и не европейская — это общемировая проблема, детская порнография, вовлечение детей в эту индустрию, сексуальная эксплуатация детей и сейчас особенно в странах бывшего СССР набирает обороты так называемый секс-туризм. Интернет активно используется злоумышленниками и мошенниками всех мастей. Опасности подстерегают детей и при веб-серфинге, и в социальных сетях, и при общении в чатах и системах мгновенного обмена сообщениями, и в электронной почте. Интернет также становится удобной площадкой для знакомства педофилов с детьми.  

Нам, родителям, необходимо быть очень внимательными, когда ребенок общается в Интернете, в социальных сетях, мы должны дать ему технику безопасности, как он должен вести себя в Интернете.

Ребенок должен знать, что в Интернете нельзя оставлять в публичном доступе или отправлять незнакомцам контактную информацию, не следует переходить по ссылкам от неизвестных адресатов, не стоит обращать внимания на предложение бесплатных подарков или легкого заработка. 

Ребенок должен знать, что в интернете:

Нельзя оставлять в публичном доступе или отправлять незнакомцам по почте, при общении в социальной сети или в чате контактную информацию — любой злоумышленник может выследить человека по его адресу или номеру телефона.

Нельзя соглашаться на уговоры незнакомых людей о личной встрече. Подобные предложения лучше игнорировать, а общение со слишком настойчивым человеком прекратить.

Не надо публиковать адрес своей электронной почты ни на каких форумах, сайтах сообществ и социальных сетей. Он может стать добычей спамеров, и почта после этого наполнится мусорными письмами.

 Не следует переходить по ссылкам в сообщениях от неизвестных адресатов. Это может быть небезопасно, поскольку сообщение может быть отправлено злоумышленниками.

 Не стоит переходить по ссылкам в сообщениях с чрезмерно заманчивыми предложениями, например, поднять «рейтинг» учетной записи или получить «супервозможности» в социальной сети. Чаще всего такие сообщения рассылают мошенники или злоумышленники для того, чтобы заманить пользователя на вредоносную веб-страницу и заразить его компьютер вирусом.

 Не стоит обращать внимания на предложение бесплатных подарков, легкого заработка, сообщения о получении наследства и пр. Такие сообщения рассылают только мошенники.

В целом, общаться и вести себя в социальной сети ребенок должен так же осторожно, как и в реальной жизни.

Хотела бы обратить внимание на такие понятия, как кибербулинг и моббинг. Нам, взрослым, они даже не знакомы, зачастую мы даже не понимаем, о чем идет речь. Моббинг – это травля одноклассников в школе. Еще опаснее кибербулинг - это круглосуточная осознанная травля одного из ребят всем остальным детским сообществом через интернет, когда на мобильный телефон снимаются сцены унижения, причем это может быть и психологическое унижение, и физическое даже с некой сексуальной подоплекой. В переходном возрасте это воспринимается на уровне катастрофы, когда некий подростковый социум тебя отвергает, фактически начинается изничтожение этого ребенка. Данного рода фото и видео материалы вывешиваются в Интернет, а родители не понимают, почему ребенок в состоянии затравленности, потому что они не обладают этими технологиями, а ребенок фактически находится в состоянии 24-часового прессинга, мы должны об этом знать.

Правильно это или нет, но мы периодически должны проверять, с кем ребенок общается - через интернет или телефон, приглашать к себе домой его друзей, наблюдать за их общением. Иногда нам кажется, что переходный возраст - это всего лишь внешние изменения, но для подростка это жизненно важный этап - первые влюбленности, первый конфликт с педагогом, первое непонимание. Это также относится и к вопросу о детском суициде. Очень тактично, аккуратно, трепетно, не нарушая личных границ, но с любовью, с верой в лучшее необходимо заниматься с ребенком.

Ведущая: Татьяна Геннадьевна, расскажите, пожалуйста подробнее о системе социальных контрактов. Что это такое?

Степанова Т.Г.: Эту систему у нас разрабатывает Департамент социальной защиты населения. В региональном банке данных по неблагополучию на данный момент состоит порядка 1 746 семей, это те семьи, которые находятся в социально опасном положении, воспитывается в этих семей порядка 2,5 тысяч детей. Конечно, Департамент социальной защиты ведет с ними работу по финансовым выплатам, которые им полагаются, специалисты социально реабилитационных центров пытаются трудоустроить неблагополучных родителей, убеждают начать лечение от алкогольной зависимости, помогают в оформлении документов, но не всегда достигнутый результат удается закрепить.  

Чем хорош социальный контракт — он заставляет семью искать внутренние ресурсы, совершать некие реабилитирующие действия. То есть соблюдать и исполнять прописанные ими пункты контракта. К примеру, мама — закодироваться, папа — трудоустроиться или хотя бы встать на биржу, привести в порядок жилище, заботиться о собственных детях и так далее по пунктам. Если процесс идет, то семья ежемесячно получает финансовую поддержку, включается в различные социальные программы. Мы не должны порождать иждивенцев. Задача социальных служб вовремя выявить семьи, попавшие в сложную жизненную ситуацию и оказать всестороннюю необходимую помощь на период выпрямления ситуации.  Главное, выбираться с  обочины на дорогу жизни должна желать сама семья. Я возлагаю на социальные контракты большие надежды

Ведущая: Как осуществляется дистанционное образование детей с ограниченными возможностями? Кто может его получать?

Степанова Т.Г.: У нас в области функционирует центр по дистанционному образованию, на данный момент в регионе по этой системе учится порядка 130 детей с ограниченными возможностями здоровья. Это действительно тот реальный механизм, который позволяет детям, находящимся на домашнем обучении, получить образование, некую социальную среду, в которой они могут быть востребованы. Плюс — это тот жизненно важный навык самообразования,  умение найти нужную информацию, выстроить необходимые социальные связи через интернет. Однозначно ребятам он пригодится на протяжении всей жизни. Это как удочка, которая дается рыбаку. Если мы посмотрим на Европу, очень многие уже взрослые люди,  трудоустроены через интернет. Этим механизмом нужно пользоваться, никакой масштабной очередности на то, чтобы ребенок мог учиться дистанционно, на данный момент нет.

Как это происходит? Ребенку предоставляется необходимое оборудование — компьютер, фотоаппарат,  камера, по которому в режиме онлайн ведется интернет-урок по разного рода предметам на выбор. То есть часть педагогов могут приходить заниматься с ребенком на дому, например, точными науками, а гуманитарные предметы — история, биология, литература, — очень интересны для изучения дистанционно. Хочу обратить внимание, что это не закрытая среда, ребенок не остается наедине с родителями в квартире. Он прикреплен к школе, поэтому на общешкольные мероприятия он приезжает, так или иначе участвует в жизни школы. Иногда этого становится не достаточно и ребята  хотят больше личного общения со сверстниками.  Это уже задача взрослых — педагогов, родителей — поддержать его и помочь организовать различного рода мероприятия. Могу сказать родителям, что не нужно этого бояться, нужно активно включаться в этот процесс и давать ребенку возможность выбора.  

Ведущая: Как изменить подход молодежи к институту брака?

Степанова Т.Г.: Личным примером, другого не дано. Ко мне иногда приходят пары, которые имеют уже  детей, но не зарегистрированы в браке и говорят, что брак — это формальность. У меня брак зарегистрирован и двое детей рождены в браке, есть семейные и свадебные фотографии, мы с детьми с удовольствием пересматриваем самые счастливые моменты.

Я согласна с тем, что 90-е годы были достаточно сложными для нашей страны, было несколько нивелировано само понимание института брака. Совсем недавно я проводила социологическое исследование, которое  представлено в годовом отчетном докладе и на сайте. По результатам, новое поколение постепенно возвращается к пониманию семейным ценностям, традиций. Сейчас и количество браков увеличивается, единственная проблема — не уменьшается количество разводов, но это другой вопрос. Молодежь готова вступать в брак, растить детей.

Здесь есть еще один момент — совместно нажитое имущество. Ко мне приходят женщины, которые в гражданском браке строили дома, покупали квартиры, при этом не регистрировали ни себя, ни детей и как-то думали, что так должно быть всю жизнь, а в итоге оказались на улице вместе с ребенком на руках. Когда я встречаюсь с молодыми девчонками и мальчишками я говорю, что они должны быть ответственными, прежде всего - перед своими детьми. Эмоции — это одно, но мы с вами живем в современном социуме со своими правилами, и вы должны гарантировать своему ребенку некий статус, подумайте о своих детях.

Ведущая: К кому можно обратиться за подготовкой к родам? Где найти бесплатную школу для будущих мам? Все очень дорого.

Степанова Т.Г.: Скажу честно, что для меня это неожиданный вопрос, потому что во всех детских поликлиниках в кабинетах здорового ребенка  открыты школа молодых мам. Особенно — это моя точка зрения — мне нравится 6 поликлиника на Театральной, это опять-таки вопрос выбора. Я не думаю, что это настолько сложный вопрос, просто этим нужно заняться, изучить все, что есть в области. Это решаемая проблема, плюс у нас есть общественная организация «Колыбель», которая тоже работает с молодыми мамами. Если есть какие-то конкретные вопросы или необходима помощь — пожалуйста, обращайтесь к Уполномоченному по правам ребенка, я проинформирую, назову адреса детских поликлиник, в которых эти школы молодых мам функционируют. В принципе, это первое обращение за все время и такого рода проблем я не фиксировала.

Ведущая: Дети часто попадают в ДТП. Уроки в школах про безопасность дорожного движения не помогают. Что сделать, чтобы аварии сократились?

Степанова Т.Г.: Так как моему младшему ребенку 5 лет, я иногда добираюсь со своей дочерью по городу на такси. Я считаю, что нужно начать с малого. Назовите сейчас мне, хотя бы  одно такси, которое оснащено детскими креслами. Таких нет! Дети в маршрутках стоят в проходах - родители сидят. Ребенка везут как некий багаж. Это говорит о нашей безответственности и нашей безграмотности.

Сотрудники ГАИ говорят, что они своих детей однозначно пристегивают всегда, потому что на их глазах проходит весь этот ужас, когда маленькие детки калечатся на всю жизнь, остаются без родителей — это страшная ситуация. Если привести статистику — за 6 месяцев этого года у нас в регионе произошло 93 ДТП с участием несовершеннолетних, один ребенок погиб. В прошлом году за аналогичный период было 71 ДТП. Всего за 2010 год у нас было зафиксировано 189 такого рода ДТП. За каждым таким случаем стоит ребенок, который получил травму, а в детском возрасте ни одна травма не проходит бесследно. Это, как правило, или черепно-мозговые травмы или травмы опорно-двигательного аппарата. Это результат нашей с вами безответственности и халатности. Я сама — водитель, имеющий более 10 лет водительского стажа. И неоднократно была свидетелем, как водители позволяют себе развернуться там, где им удобно, припарковаться там, где они считают нужным и неважно, что это пешеходный переход, неважно, что это происходит в районе образовательного учреждения. Здесь вопрос, в первую очередь,   родительской ответственности.

Ведущая: Сейчас в школах много желающих изучать английский язык, поэтому нас заставили учить немецкий. Помогите решить эту несправедливость.

Степанова Т.Г.: Любой родитель имеет право выбрать образовательное учреждение для своего ребенка. Я думаю, что это вопрос частного характера. Если есть проблема непонимания как это сделать — я готова помочь.

Нужно разобраться, почему ребенку предлагается изучать именно немецкий язык, если он настаивают на изучении английского.  Возможно,  на данный момент в школе вопрос с преподавателем английского  может быть открыт. Возможно серьезный перекос в численности групп. Нужно разбираться. Жаль не указали номер школы.

Ведущая: Как быть с профилактическими прививками? Откажешься — будешь бояться болезни ребенка, а согласишься — он может заболеть еще сильнее и сразу.

Степанова Т.Г.: Каждый год у меня у самой возникает такой вопрос, когда начинается вакцинация против гриппа. Тут советов никаких давать нельзя. Я думаю, что даже медики расходятся в своих суждениях относительно именно вакцинации против гриппа. Все остальные прививки у моих детей сделаны по календарному плану и отмечены  в прививочной карте, даже больше. Младшая дочь у меня больше подвержена простудным заболеваниям,  поэтому я сделала дополнительно Пневмо-23 для детского сада.

Готовя годовой отчетный доклад, я поднимала эту статистику.  Процент перенесенных осложнений очень маленький. А вот последствия после перенесенного заболевания — это страшно. Подвергать  ребенка такого рода испытанию мы родители не должны. Я понимаю, что сейчас веяние моды - не вакцинировать детей. Но я абсолютно уверенна – одна из наверное самых важных родительских обязанностей - это сохранение здоровья и создание безопасных условия жизни своему ребенку.

Вакцинировать детей необходимо. Главное мы должны понимать, при каких условиях мы вакцинируем ребенка. Не нужно надеяться на медсестру. Вести ребенка вакцинировать необходимо только будучи уверенным, что он абсолютно здоров. Когда вы пришли в прививочный кабинет,  отследите, чтобы вашему ребенку померили температуру, осмотрели, если сомневаетесь — нужно предварительно сдать анализ крови. И только после этого, когда вы будете абсолютно убеждены, что ребенок здоров, проводите вакцинацию. В этом случае осложнений не должно быть.

Ведущая: Как бороться с наркоманией, алкоголизмом и табакокурением среди подростков? Есть много общественный организаций, но курить и пить от этого меньше не стали.

Степанова Т.Г.: Этим вопросом я занималась очень плотно. Готовя годовой доклад, я делала запрос в Департамент здравоохранения, выяснилось, что порядка 160 детей стоят на учете. Засомневавшись, я пошла дальше - в наш детский наркодиспанцер. Там я получила цифру уже 665 детей, которые стоят на учете. Я понимаю, что эта цифра абсолютно латентна, скрыта, потому что даже если семья и сталкивается с этой проблемой, как правило, детей стараются вывести за пределы региона, чтобы это не стало общественным достоянием. Родители стараются бороться своими методами, опираясь на  ресурсы,  которыми располагают.

Я считаю, что необходимо, вводить тестирование детей на  наличие в крови наркотических веществ. Я понимаю, что не все к этому готовы, особенно руководители образовательных учреждений, потому что если, как им кажется, об их школе будет некая негативная информация, что такие факты в школе зафиксированы, то это скажется на рейтинге образовательного учреждения и так далее. Ведя беседы с родителями на родительских собраниях, я спрашиваю, готовы ли они к тому, что ребенок пройдет в рамках диспансеризации такое дополнительное обследование. Как правило, родители уверены, что для их ребенка  это не актуально, их это  не может коснуться. Когда же говоришь с родителями, которые потеряли  ребенка, кстати, абсолютно благополучные  семьи, они говорят, что не видели, не могли зафиксировать, что их ребенок употребляет наркотики, не отследили тот момент, доверяли своему ребенку, и им казалось, что он был с ними откровенен. А по факту мы получаем ситуацию, когда ребенок уже фактически деградирует и потерял здоровье. Поэтому данная система мониторинга, некого контроля, позволит проинформировать родителей о том, что ребенок, к примеру,  несколько раз отказался от этого тестирования. Надеюсь, родитель, который озабочен здоровьем своего ребенка, задумается, почему именно его чадо отказывается от этого тестирования. Также сам подросток будет четко знать, что ему этой процедуры не избежать, и возможно отобьет желание первый раз попробовать.

Могу привести в качестве примера Тюмень, где такого рода тестирование проводится давно. Уже все к этому привыкли, до 15 лет данная процедура проходит с согласия родителей, дальше — с согласия подростка. Это уже нормальная, привычная процедура, никаких вопросов по нарушению прав и т.д. нет. В регионе уже пошли дальше и работают над программами реабилитации ребят и семей  в целом. Это важно. Поэтому тестирование, это то малое, что мы, взрослые, в первую очередь, родители, можем сделать для собственных детей — предостеречь их от ошибки, которую он может совершить в своей жизни. Я за тестирование на наркотики.

Ведущая: Боимся выпустить ребенка во двор — его или убьют или он себе что-нибудь сломает — ни горок, ни песочниц, только машины и алкоголики вокруг. У кого просить помощи?

Степанова Т.Г.: В 2010 году в общественную приемную было несколько обращений о детском травматизме на детских площадках. Я обращалась к губернатору Ивановской области — М.А.Меню с тем, что необходимо провести полную инвентаризацию детских Придворовых игровых и спортивных площадок, четко обозначить  ответственных за их содержание. Если эта площадка никому не принадлежит, ее лучше убрать.  А таких «ничьих» площадок у нас достаточно. Приведу в пример один случай: ко мне обратилась мама, у ее ребенка отсечена фаланга мизинца. Эту травму ребенок получил на детской площадке, точнее  на  горке. Металлические листы которой, по прошествии многих лет, были наточены, фактически, как ножи. Ребенок был не на проезжей части, а во дворе, под присмотром взрослых. Почему у нас сложилась такая сложная ситуация с детскими игровыми площадками? Запросив информацию по детским игровым и спортивным площадкам, я поняла, что ранее они были на обслуживании в домоуправлениях. После того, как перезаключили договора на обслуживании домов с новыми обслуживающими компаниями, получилось, что земля под площадкой, как правило, муниципальная, а  детские площадки — ничьи и ответственность за их содержание никто не несет.

Навести порядок в этом однозначно нужно.

Я возлагаю надежды на реализуемую сейчас  программу  ремонта Придворовых территорий, и в тоже время хочу,  призвать родителей не ждать пока придут и сделают, а быть в этом вопросе активнее, и такие позитивные примеры есть. Например, Тейковский район. Там депутат Романчук потратила все депутатские средства на оснащение таких площадок, после чего и муниципалитет поддержал реализацию этой программы .  Я надеюсь, что мы приведем все в соответствие, по крайней мере будем точно понимать, кто балансодержатель, кто ответственен за содержание наших игровых и спортивных Придворовых площадок.

Ведущая: Бывший муж договорился на работе, чтобы ему уменьшили официальную зарплату, лишь бы не обеспечивать своего сына. Как вести борьбу с неплательщиками алиментов?

Степанова Т.Г.: У меня как у Уполномоченного по правам ребенка подписано соглашение с судебными приставами. В рамках этого соглашения мы работаем уже больше года. За 2010 год было зафиксировано порядка 8 971 исполнительных листов именно по взысканию алиментов. Вопрос сложен в том, что привлечь к уголовной ответственности алиментщика достаточно трудно, потому что к уголовной ответственности привлекаются  только злостные неплательщики. Если наш плательщик на протяжении 2-3 месяцев хотя бы единожды проплатил 300 -500 рублей, то он уже не является злостным неплательщиком. Меры воздействия на такого рода родителей у судебных приставов достаточно ограничены. Да, есть ограничения выезда за границу, они отслеживают имущество, делают запрос работодателю, но иногда работодатель, особенно если это мелкий частный бизнес выписывают такого рода подложные справки, но на стороне мамы всегда Семейный Кодекс, ст.83, где указано, что в судебном порядке должно быть подано исковое заявление на взыскание твердой денежной суммы. Другого пути кроме как проверять достоверность представленных справок в ходе судебного разбирательства — нет. Работодателя, который выдает такие справки, можно тоже привлечь к ответственности и они это понимают, но пока частный мелкий бизнес на это идет.

У меня за это время было достаточно много такого рода обращений. Я понимаю этих женщин, потому что зачастую алименты — это единственная статья дохода семьи, женщины находятся в трудной жизненной ситуации и они вынуждены биться за эти небольшие суммы на обеспечение своего ребенка. С теми папами, которые находятся в местах осуждения, вопрос налажен, большая часть из них трудоустроены и средства поступают на содержание детей. Больший вопрос именно к тем папам и мамам, которые осознано скрывают свои доходы, занижают. Это вопрос культуры, вопрос родительской ответственности, моральных качеств. Судебные приставы имеют тот ресурс, те рычаги, которые прописаны в их полномочиях, в рамках них они достаточно эффективно сотрудничают.

Ведущая: Каждое лето отправляем ребенка в лагерь скрепя сердце, дети там предоставлены сами себе большую часть времени, здания в ужасном состоянии, санитария нарушена. Какие гарантии и от кого нам можно получить?

Степанова Т.Г.: Куратором летней оздоровительной компании у нас в регионе является Департамент социальной защиты населения. В этом году принято 23 оздоровительных учреждения, то есть 15 — загородных оздоровительных лагерей и 8 санаторных баз. Я как Уполномоченный по правам ребенка второй год объезжаю все лагеря и инициирую составление рейтинга наших оздоровительных учреждений, опираясь на те данные, которые получаю в процессе анкетирования детей. Проводя исследование стараюсь брать детей разного возраста, социального статуса, не менее 20% от общего числа в лагере.  Меня интересует удовлетворенность  бытовыми условиями,  питанием,  медицинским обслуживанием,  отношением к ребятам педагогов, воспитателей, вожатых и так далее. После того, как все анкетные данные обрабатываются, мы собираем экспертную группу — это те службы, надзорные органы, которые принимают участие в приемке лагерей, тот же Роспотребнадзор, сотрудники ПДН. Для получения более объективной картины, запрашиваю данные по случаям травматизма в лагерях, несчастных случаях, самовольных уходах, правонарушениях, случаях отравления и.т.д. Все эти критерии обсуждаются в экспертном составе, мы анализируем и составляем некий рейтинг. Для меня это принципиально важно, потому что я считаю, что моя  задача помимо мониторинга  летней оздоровительной компании в целом, еще и  информирование  родителей. Какие базы более или менее соответствуют  требованиям, для того, чтобы в следующем году, когда родители встанут перед дилеммой, куда отправить ребенка, этот вопрос уже был более подготовлен, то есть была некая информационная база. Плюс сами руководители оздоровительных учреждений тоже будут знать, какое место они занимают в этой рейтинговой таблице, и, надеюсь, будут прилагать определенные усилия для улучшения состояния их баз. В этом году рейтинг разделен: отдельно - летние оздоровительные лагеря, отдельно - санатории. Вся информация будет на сайте ivdeti.ru, причем на форуме сайта и родители и дети могут после отдыха высказать свои претензии или положительные отзывы, свое отношение в сравнительном анализе того, что было в прошлом году и что стало в этом. Все эти данные повлияют на составление областного рейтинга.

Ведущая: Дети до 7 класса ходили в музыкальную и художественную школу. сейчас все закончили и появилось много свободного времени. Как обезопасить их от влияния сверстников? Чем занять, чтобы они развивались?

Степанова Т.Г.: Могу сказать. что Департамент внутренней политики достаточно активно работает с нашими молодежными объединениями, у нас в области их порядка 230 абсолютно разной направленности. Яркое тому подтверждение - ежегодный "Фестиваль увлечений", который проходит у нас в области. Я очень люблю этот фестиваль, с большим удовольствием общаюсь с ребятами, которые увлечены своей идеей: кто-то занимается спортом, кто-то  - танцами, кто-то занимается фотографией, военно-патриотические направления - все, что угодно.

Я так понимаю, что проблема в  информированности, то есть,  нет единого информационного портала, на который могут зайти или подростки или родители и посмотреть, чем мы располагаем, каков наш ресурс. Это замечание я учту, как минимум у себя на сайте такого рода информацию я размещу.  Именно с адресами, контактными данными этих молодежных объединений.

Я в своей работе достаточно часто опираюсь именно на ресурс молодежи, привлекая студентов - волонтеров. С 2010 года при   Уполномоченном по правам ребенка функционирует волонтерский студенческий правовой центр. В эту программу  вошли уже 7 учреждений - это три детских дома, коррекционная школа, интернат имени Стасовой, 18 школа как многонациональная, 21 лицей. В них  работают студентки ИВГУ - юристы, психологи, социологи. Сейчас,  ко мне приходят руководители этих учреждений и просят оставить им ребят - волонтеров, потому что ценят ту работу, которую они наладили в учреждениях.  Даже смогли заинтересовать  трудных подростков.  18-ая школа уже готова в этом году взять на полставки нашего психолога Юлию, только чтобы она работала с детьми. У ребят появилась дополнительная мотивация ходить в школу, получить образование. Ребят активных мы можем привлечь с удовольствием!

Ведущая: Стали замечать постоянные всплески агрессии и нервозность дочки. Как побороть постоянный стресс у ребенка?

Степанова Т.Г.: Нужно посмотреть, каков возраст ребенка, с чем это может быть связано. Возможно причина в переходном возрасте. Первое, на что стоит обратить внимание - это сохранение родительско-детских отношений. Нотациями, угрозами, игнорированием этот вопрос не решить, нужно садиться и пытаться очень тактично, аккуратно, ненавязчиво эту ситуацию проговорить. Если вы понимаете, что ребенок пока с вами на контакт не идет, попробуйте поговорить с ним  общероссийском детском телефоне доверия, о котором я говорила. Можно позвонить, можно обратиться непосредственно в наш областной центр психолого-педагогической помощи семье и детям, записаться на консультацию к детскому психологу.

Ведущая: Татьяна Геннадьевна, спасибо огромное за подробные ответы на вопросы. Знаем, что Вы ведете работу и по правовому просвещению молодого поколения. Надеемся, что мы сможем помочь Вам в этом деле. Разрешите от лица компании Гарант сказать Вам огромное спасибо за то, что приехали, а самое главное - за то, что Вы делаете для детей нашей области.

Степанова Т.Г.: Спасибо большое!


P7200744