В 2014 году Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Океанская, посещая медицинские учреждения, где дети проходят длительное лечение, обратила внимание на создание условий для реализации прав детей на образование.

По итогам проверок 23 января 2014 года состоялось межведомственное совещание по вопросам обеспечения прав на образование несовершеннолетних, находящихся на длительном лечении в ОБУЗ «ОКПБ «Богородское». В подведомственные образовательные организации и в муниципальные органы управления образованием направлены информационные письма о необходимости составления индивидуальных планов освоения учебного материала на время лечения и обеспечении контроля за их выполнением.

В ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» обеспечено пополнение фонда учебников в соответствии с потребностями учреждения. Кроме того, в пользование педагогам и обучающимся предоставлены электронные образовательные ресурсы по естественно-научным предметам для 1-9 классов Ивановского филиала НОУ ВПО «Современная гуманитарная академия».

В 2014 году курсы повышения квалификации прошли 1 педагог ОБУЗ «ОКПБ «Богородское», на 2015 год запланировано повышение квалификации еще 4 педагогов.

В целях обеспечения прав на образование несовершеннолетних, находящихся на лечении в детском отделении малых форм туберкулеза ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер им. М.Б. Стоюнина», педагогическое сопровождение образовательного процесса несовершеннолетних пациентов осуществляется педагогами ОГКООУ «Санаторная школа-интернат».

По информации администрации ОГКООУ «Санаторная школа-интернат»  в соответствии со ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» повышение квалификации и аттестация педагогических работников, обучающих пациентов данного лечебного учреждения, запланирована и будет проведена в декабре 2015 года.

В ноябре - декабре 2014 года для обеспечения образовательного процесса пациентов детского отделения выделено 334 экземпляра учебников по 13 предметам, в том числе 100 учебников для начальной школы.

Департамент образования рекомендовал администрации ОГКООУ «Санаторная школа-интернат» регулярно проводить инвентаризацию фонда учебников, используемых для обеспечения образовательного процесса несовершеннолетних, находящихся на лечении в детском отделении малых форм туберкулеза ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер им. М.Б. Стоюнина» в целях своевременной замены ветхих и устаревших экземпляров учебников на новые.

В целях решения вопросов материально-технического обеспечения образовательного процесса в данной организации Департамент образования осуществляет взаимодействие с Департаментом здравоохранения Ивановской области.

1 апреля Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов принял участие в работе Всероссийского совещания на тему «Обучение детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях: проблемы и перспективы», которое прошло в Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева.

На Всероссийском совещании обсудили вопросы необходимости продолжения образовательного процесса и создания условий для обучения детей, находящихся на длительном лечении в учреждениях здравоохранения, о чем неоднократно в 2014 году говорила Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Океанская.

По словам Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, для болеющего ребенка важно быть вовлеченным в образовательный процесс, чувствовать себя по-прежнему социально активным. Ведь получение образования является дополнительным стимулом для выздоровления и стремлением достигнуть положительных результатов. Общение ребенка с людьми, не имеющими отношения к медицине и врачам, оказывает благотворное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, отвлекает его от мыслей о своей болезни. И хотя бы на время переносит его в атмосферу учебы, образования, а не лечения.

На совещании Уполномоченный обратил внимание на то, что зачастую родители отказываются от стационара в пользу продолжения обучения ребенка в школе, так как понимают важность непрерывности образовательного  процесса. Будучи под воздействием страха за неудачи ребенка в школе из-за вынужденных пропусков родители недооценивают последствия отказа от госпитализации или преждевременного прерывания лечения в больнице, что бывает чревато для здоровья ребенка.

Павел Астахов подчеркнул, что в течение 5 лет работы им и его сотрудниками были проинспектированы тысячи детских учреждений (более 100 больниц), в которых вопросу обеспечения образования находящихся на лечении детей уделялось особое внимание. Он отметил, что организация образования болеющих детей, находящихся на длительном лечении, как дома, так и в медицинских организациях не осуществляется единообразно и не всегда отвечает обеспечению наилучших интересов ребенка.

В связи с этим Уполномоченный предложил разработать единый подход к вопросам организации образовательной деятельности детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов на дому или в медицинских организациях, повсеместно внедрять современные образовательные технологии, в том числе дистанционного обучения таких детей.