25 сентября в Департаменте образования в Ивановской области состоялось селекторное совещание с начальниками районных отделов образования.

В своем выступлении Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Океанская отметила увеличение количества случаев жестокого обращения в семье, объявила о начале информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, напомнила, какие бывают виды насилия, признаки и факторы риска, а также дала рекомендации по организации деятельности работников образовательного учреждения в случае обнаружения признаков жестокого отношения к ребенку.

В последнее время участились случаи  применения родителями в отношении детей всех видов насилия.

По разным данным насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Ежегодно избиваются родителями около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Для многих из них исходом является смерть. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей.

Всех потряс случай, произошедший 24 августа 2014 года в Иванове. По версии следствия,   в дневное время в квартире пятиэтажного жилого дома  мужчина в присутствии матери ребенка  «в воспитательных целях» нанес множественные телесные повреждения электрическим кабелем  10-летнему  пасынку.   Ребенок умер.  

Считаем, что образовательные  организации должны принять активное участие в начавшейся информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми и в мероприятиях по защите детей от жестокого обращения и насилия.

Свою деятельность образовательной организации осуществляет как  субъект  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с  Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в котором  одно из направлений деятельности органов образования определено следующим образом: выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Жестокое обращение - это любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц, на которых возложены по закону обязанности по воспитанию ребенка, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред его физическому или психическому здоровью, или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка, либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья.

Выделяют  три уровня организации работы по предотвращению жестокого обращения в отношении детей. Образовательные организации  наиболее активны на двух первых уровнях.

Первичный уровень профилактики: информационно-просветительская работа – формирование общественного мнения – неприятие насильственных методов воспитания, информационно-разъяснительные кампании по защите прав детей, проведение различных акций, мероприятий и праздников, образовательные курсы для детей, родителей и специалистов о вреде жестокого обращения, тренинги ненасильственных отношений,  повышать знания родителей и воспитателей об ответственном родительстве, добросовестном выполнении родительских обязанностей. Часто жестокое обращение со стороны родителей порождается элементарной неграмотностью в вопросах воспитания.

Поэтому рекомендуем в образовательных организациях провести мероприятия по повышению педагогической компетентности родителей: родительские собрания, информационные буклеты и т.п.  по вопросам позитивного родительства, эффективных  методов воспитания, ответственности родителей за применение насильственных методов воспитания.

Следующий уровень - вторичная профилактика - выявление и передача сигнала о случае жестокого обращения для реагирования на случай

Выделяют следующие виды насилия:

-        физическое

-        сексуальное

-        психологическое (эмоциональное)

-        пренебрежение основными потребностями ребенка.

Психологическое насилие может нанести наибольший вред душевному (эмоциональному) состоянию ребенка и оставить отпечаток на всю жизнь.

Существует несколько форм психологического насилия, среди которых выделяются

Игнорирование - это отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка, нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ним. отсутствие любви, привязанности к ребенку и заботы о нем.


Отвержение выражается в принижении достоинств ребенка, во враждебном и в уничижающем отношении к нему, в том числе в высмеивании ребенка за проявление естественных эмоций (радости, горя и т.п.), а также в постоянной критике в его адрес.

Терроризирование проявляется в угрозах причинить ребенку физический вред, поместить в страшное для него место (например, запереть в туалетной комнате и выключить свет), а иногда и в угрозах убийством.

Изоляция заключается в лишении ребенка общения с друзьями и другими людьми, что вызывает у него ощущение полного одиночества и формирует враждебное отношение к взрослым.


Развращение - это вовлечение ребенка в преступную деятельность, а также склонение к употреблению наркотиков и формирование в нем жестокости по отношению к другим.


Пренебрежение потребностями ребенка выражается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка. Оно включает в себя:

-        оставление ребенка одного на длительное время,

-      недостаток надзора: родители часто не интересуются тем, где ребенок, с кем он, когда вернется, как проводит время,

-        недостаточное питание: ребенок истощен,

-        недостаток одежды, одежда не соответствует сезону,

-        необеспечение ребенка медицинской помощью, когда он в ней нуждается,

-        невнимание к гигиене: не моют, не меняют белье.

Физическое насилие - это самая распространенная форма насилия. Она заключается в преднамеренном нанесении ребенку побоев, травм, повреждений.

Физическое насилие легко определить. О возможном применении физического насилия в отношении ребенка могут свидетельствовать множественные ссадины и кровоподтеки, повторяющие по своей форме предметы, которыми они могли быть нанесены (палка, ремень и др.), а также ожоги, различная давность таких повреждений. Ребенок будет стремиться скрыть обстоятельства, при которых такие травмы были получены.

О возможном применении сексуального насилия в отношении ребенка дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует несвойственная возрасту осведомленность о сексуальных отношениях, игры откровенного характера.

Каждому работнику образовательного учреждения необходимо знать факторы риска применения в отношении ребенка физического наказания:

-    отношение к физическому и психическому наказанию как  к допустимому и эффективному средству воспитания,

-        бедность, безработица, плохие жилищные условия,

-        нестабильные брачные отношения (сожители),

-        плохое состояние здоровья родителей (особенно матери),

-        проблемы со здоровьем ребенка,

-        низкий уровень образования родителей,

-        молодые родители (отсутствуют опыт и знания).

В «Памятке (распространенной следственным комитетом) о действиях специалиста в области возрастной и педагогической психологии, получившего информацию о преступлении в отношении несовершеннолетнего» говорится:

В случае выявления признаков, свидетельствующих о возможном жестоком обращении с ребенком или совершении в отношении него преступления, необходимо:

  1. По мере возможности наиболее подробно выяснить обстоятельства произошедшего (кем, где, когда и каким образом совершены противоправные действия). При необходимости оказать помощь ребенку.
  2. Незамедлительно после получения сведений, свидетельствующих о возможном жестоком обращении с ребенком или совершении в отношении него преступления, сообщить об этом руководителю образовательного учреждения, подробно изложив факты, ставшие известными, и действовать согласно полученным инструкциям.

 

  1. Не позднее окончания рабочего дня, в течение которого получены сведения о возможном жестоком обращении с ребенком или совершении в отношении него преступления, руководитель образовательного учреждения направляет указанные сведения в органы внутренних дел и органы опеки и попечительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Семейного кодекса РФ должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Уведомление (передача сигнала) о фактах жестокого обращения должно быть обязательным для всех специалистов, работающих с детьми, и в их интересах.

Специалисты должны нести ответственность как за сообщение, так и за несообщение. Информация такого рода должна доводиться в письменном виде с сохранением копий и номеров исходящих документов, поскольку в дальнейшем не исключены конфликтные ситуации, например, в случае если в силу невыполнения кем-либо своих обязанностей с ребенком произойдет несчастье. Не менее важно сохранение конфиденциальности такого рода информации, поскольку ее разглашение может неблагоприятно сказаться не только на родителях, но и на ребенке.

Можно сообщить о случае жестокого обращения с ребенком в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, к Уполномоченному по правам ребенка.

Итак, необходимо еще раз провести для педагогов обучающий семинар, на котором рассмотреть следующие вопросы: виды, признаки, факторы насилия в семье, последствия для ребенка и ответственность.

Существуют различные механизмы получения первичной информации о случаях жестокого обращения. Например, детский телефон доверия – служба экстренной психологической помощи по телефону детям и подросткам, переживающим трудную жизненную ситуацию, а также взрослым (родители, заменяющие их лица, специалисты, работающие с детьми и в сфере родительско-детских отношений) 8-800-2000-122.

В 2013 году на детский телефон доверия поступило 675362 звонка от детей и подростков, 16 345 – по вопросу жестокого обращения с детьми, 1056 звонков от жителей Ивановской области, 3 звонка в день.

Распространение информации об Уполномоченном по правам ребенка в Ивановской области, номера  телефона доверия – информационный стенд, на сайте образовательной организации.