Совет Государственной думы решил внести изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и дополнения в статью 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросу запрета на курение в автомобиле (автотранспортном средстве) в присутствии ребенка (детей)»

Законопроект соответствует задаче и цели совершенствования административно-правовой защиты несовершеннолетних, детей - как меры их защиты от негативного влияния табачного дыма, защиты их нравственного развития и здоровья, учитывая, что сама процедура курения табака, даже прямо не адресованная к детям (несовершеннолетним), уже "привлекает" к подражанию увиденного в силу "незрелости" детской психологии.

Медицинскими исследованиями доказано, что дети ощущают более сильный отрицательный эффект от пассивного курения, чем взрослые. Это имеет прямое отношение к количеству вдохов в минуту и, пока организм ребенка молодой и растущий, его дыхание намного чаще взрослого. Кроме того, усваивание легкими вредных токсинов из воздуха, загрязненного табачных дымом, у детей намного выше, чем у взрослых людей. В результате их организм страдает от систематического отравления организма токсинами и дефицита кислорода.

Законопроект подготовлен с учетом и законодательного опыта зарубежных стран и направлен, прежде всего, на охрану основополагающих прав несовершеннолетних граждан: права на охрану здоровья и права на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации), требующих выработки новых правовых подходов к решению на законодательном уровне проблем воздействия табачного дыма на здоровье детей.

Осознавая пагубные последствия как для здоровья тех, кто курит табак, так и для тех, кто вынужденно "страдает" от окружающего табачного дыма, в том числе табачного дыма, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака в закрытых пространствах (в т.ч. автомобилях), все большее число государств принимают защитные меры в отношении детей от окружающего табачного дыма. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах за курение в машине, в которой находятся дети до 12 лет, нарушитель подвергается штрафу на 500 дирхамов ОАЭ (эквивалентно примерно 136 долларам США или 4700 российских рублей). В Финляндии еще в 2010 году вступил в силу самый "строгий антитабачный закон в мире", предусматривающий за курение тюремное заключение. В мае 2013 года сейм Латвии одобрил предложение ввести уголовную ответственность для родителей, которые курят в присутствии детей, при этом такое курение встает в один ряд с жестоким обращением с детьми. В феврале 2014 года Британский парламент большинством голосов также поддержал идею запрета на курение в автомобиле в присутствии детей.

Это действительно большая проблема общества, и хотя могут быть отдельные на то мнения, что одними запретительными мерами проблему курения в присутствии детей не решить, и высказываться "опасения", что Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и дополнения в статью 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросу запрета на курение в автомобиле (автотранспортном средстве) в присутствии ребенка (детей)" (далее - законопроект) будет носить формальный характер, "не будет работать на практике", однако российское государство обязано создавать такие прецеденты в соответствии, как с Конституцией Российской Федерации, так и во исполнение принятых на себя норм международных договоров, в частности, Конвенции ООН "О правах ребенка", Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, а также Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

Предлагаемые законопроектом меры по дополнению в статью 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственностью за нарушение запрета за курение в автомобиле (автотранспортном средстве) в присутствии ребенка (детей) корреспондируют с положениями как действующих Федеральных законов "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", так и предлагаемых изменений в статьи 3, 10, 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и положений Конвенции ООН "О правах ребенка".

Вносимый законопроектом запрет на курение табака и, соответственно, наступление административной ответственности, предусматривает, то есть "привязывает" не к одному фактору (территория, объект, место), а одновременно к двум факторам наличия состава правонарушения. Это курение табака на специальном объекте - автомобиле (транспортном средстве), а также в присутствии на данном объекте ребенка (детей).

По общедоступной информации в СМИ известно, что в среднем около 80% населения Российской Федерации, в том числе дети, в той или иной степени подвергаются ежедневному "пассивному курению" табака, то есть воздействию от табачного дыма курильщиков как в общественных местах, на работе, так и в домашних условиях, в личном автотранспорте и т.п. (например, взрослое население: на работе - более 35%, в барах и ресторанах от 70% и выше, и т.д.).

Законопроект не требует сопровождения на наличие сведений и статистических данных динамики числа вышеуказанных правонарушений в силу их отсутствия, однако следует учитывать, что в Российской Федерации в настоящее время проживает более 23 миллионов несовершеннолетних, и в отношении данной детской категории населения "курители табака" осуществляют прямо и косвенно вредное воздействие продуктами его горения, ежесуточно потребляя тонны табака, в том числе в присутствии детей в автомобилях, не неся за такой вред ни моральной, ни иной ответственности.

Осуществляемые в российском государстве меры для улучшения условий жизни детей, в том числе касающиеся охраны их прав и законных интересов, в настоящее время не выделяют вопрос обеспечения благоприятной среды для здорового образа жизни ребенка на предмет специальной защиты детей от воздействия окружающего табачного дыма, так как создается такая ситуация, когда курение табака в присутствии детей взрослым населением не оценивается как угрожающее здоровью детского населения Российской Федерации. Такое положение требует от государства принятия неотложных мер, учитывая, что защита прав ребенка является особой составной частью государственной политики, когда и государство и органы местного самоуправления, общественные организации и другие юридические и физические лица должны быть направлены на максимальную защиту здоровья и жизни ребенка.