«Российское уголовное законодательство в части защиты детей от посягательств на их половую неприкосновенность признается одним из самых либеральных в мире. Мы находимся на одном уровне с Афганистаном, Мали и Анголой, поэтому нам необходимо идти по пути усиления ответственности за сексуальные преступления против детей и подростков», - отметил Уполномоченный.

«Новый закон не дает определения детской порнографии, не предполагает ответственности за ее хранение и изготовление без цели распространения, не вводит ответственность провайдеров за несообщение правоохранительным органам о фактах  распространения детской порнографии. Между тем, это основные критерии международной классификации эффективности законодательства государств в сфере борьбы с сексуальной эксплуатацией детей», - обратил внимание Павел Астахов.

Дефиниция понятия детской порнографии содержится в уголовных кодексах (законах) Австрии, Канады, Нидерландов, Румынии, США, Японии и др. В ряде стран (Великобритания, Испания, Канада, Нидерланды, Румыния) криминализировано не только реальное, но и виртуальное детского порно, созданное средствами компьютерной анимации без участия живых «актеров».

Ответственность за владение и хранение в личных целях детской порнографии введена в уголовных законах 55 государств мира (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, США, Финляндия, Швеция и др.).

Павел Астахов отметил, что в 2011 году резко снизилась активность правоохранительных органов в борьбе с детской порнографией: количество выявленных и зарегистрированных в прошлом году фактов изготовления и распространения материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних сократилось за год на 38,2% (с 613 до 379 фактов, после роста этого вида преступлений в 2010 году на 72,2%). Как правило, более 90% из них совершаются в сети Интернет.

Именно благодаря широкому распространению детской порнографии в сети Интернет происходит ускоренный рост числа преступлений сексуального характера в отношении детей, начиная с грудного возраста.  В 2011 году число насильственных преступлений против половой неприкосновенности детей увеличилось по сравнению с 2010 годом на 41,2 %.

«Президентский» закон по борьбе с педофилами включает важные новации, за которые бились разработчики отклоненного «депутатского» закона:
·        исключения из всех составов преступлений признака заведомости осознания виновным возраста потерпевшего ребенка;
·        признания детей, не достигших 12-летнего возраста, находящимися в беспомощном состоянии, и квалификации любых совершаемых в отношении них действий сексуального характера по ст. 131 или 132 УК РФ;
·        отнесения к  числу обстоятельств, отягчающих наказание (статья 63 УК РФ) совершения в отношении детей преступления родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним;
·        выделения в качестве квалифицирующих признаков совершения преступлений сексуального характера группой лиц, в отношении двух и более потерпевших, с использованием обмана, злоупотребления доверием или подкупа потерпевшего,  с использованием информационно-телекоммуникационных сетей;
·        введения в составы преступлений сексуального характера, совершаемых в отношении несовершеннолетних, дополнительного  наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также дополнения УК РФ тремя новыми  составами преступлений (часть 2 статьи 133, часть 2 статьи 242, статья 2422 УК РФ).

Вместе с тем, в принятом «президентском» законе содержатся нормы, способствующие существенной декриминализации состава полового сношения с несовершеннолетним, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (часть 1 статьи 134 УК РФ).  

Уже имеющееся в этой норме условие («возраст согласия») совершенно безосновательно дополнено  новым ограничением, в соответствии с которым для привлечения к уголовной ответственности следствию и суду необходимо доказать, что потерпевший не достиг ни 16-летнего возраста, ни полной половой зрелости, а растлитель, посягая на половую неприкосновенность ребенка, осознавал оба этих обстоятельства. Если этого доказать  не удастся, растлитель не будет привлечен к уголовной ответственности даже при наличии  квалифицирующих признаков, свидетельствующих о повышенной общественной опасности деяния (совершении преступления группой лиц, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в отношении двух и более потерпевших, с применением обмана, подкупа, злоупотребления доверием потерпевшего).

Такое законодательное решение способствует существенному смягчению ответственности за сексуальное растление детей 14-15-летнего возраста.

«Принятый президентский закон – это безусловно прорыв, и сроки прохождения его в Госдуме рекордны, но этот закон может быть еще доработан», - резюмировал Павел Астахов.

 

Источник: Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Астахова