DR015

Ребенком является лицо, не достигшее 18 лет.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и российским законодательством, государство должно гарантировать детям следующие основные права:
  1. Право на защиту от дискриминации по признаку расы,  пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
  2. Право на защиту и заботу.
  3. Право на жизнь и здоровое развитие.
  4. Право на имя и гражданство, а также иные признаки индивидуальности.
  5. Право знать своих родителей.
  6. Право не разлучаться с родителями, за исключением случаев, когда это необходимо в интересах ребенка, например, при жестоком обращении с ребенком или отсутствии заботы о нем.
  7. Право поддерживать контакт с родителями при разлучении, если это не противоречит интересам ребенка.
  8. Право на выражение своих взглядов по вопросам, затрагивающим права ребенка, в частности, право быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства.
  9. Свободу выражения мнений.
  10. Свободу мысли и совести, с учетом права родителей на руководство.
  11. Свободу ассоциаций и мирных собраний.
  12. Право на уважение частной и личной жизни.
  13. Право на защиту от жестокого обращения.
  14. Право на особую защиту и помощь в случае лишения семейного окружения, включая альтернативные системы воспитания, в частности, такие как усыновление.
  15. Право на защиту детей, имеющих  статус  беженца.
  16. Право на защиту детей с ограниченными физическими и психическими возможностями.
  17. Право на получение медицинской помощи.
  18. Право на получение мер социального обеспечения.
  19.  Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
  20. Право на образование.
  21. Право на сохранение культурной и национальной идентичности.
  22. Право на отдых и досуг.
  23. Право на защиту от экономической эксплуатации и неблагоприятных условий труда.
  24. Право на защиту от сексуальной эксплуатации, незаконного употребления наркотиков.
  25. Право на защиту от произвольного лишения свободы.
  26. Право на защиту от привлечения к участию в вооруженных конфликтах.
  27. Право на реабилитацию ребенка, ставшего жертвой жестокого обращения.
  28. Право на предоставление процессуальных гарантий в случае привлечения к ответственности.

 

DR073ОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ:
Органы опеки и попечительства:

Городской округ Иваново: 153000, г. Иваново, ул. Ташкентская, 85. Тел.: 24-07-07, 23-75-70, 23-15-88.
Верхнеландеховский муниципальный район: 155210, п. Верхний Ландех, ул. Пионерская, 17. Тел.: (код 49349) 2-10-46, 2-17-84.
Городской округ Вичуга: 155331, г. Вичуга, ул. 50 лет Октября, 13. Тел. (код 49354) 2-03-81, 2-33-46.
Вичугский муниципальный район: 155331, г. Вичуга, пер. Широкий, 4. Тел.: (код 49354) 2-23-73, 2-15-13.
Гаврилово-Посадский муниципальный район: 155000, г. Гаврилово-Посад, ул. 3 Интернационала, 10. Тел.: (код 49355) 2-15-43, 2-13-60.
Заволжский муниципальный район: 155410, г. Заволжск, ул. Мира, 7. Тел.: (код 49333) 2-13-03, 2-11-69.
Ивановский муниципальный район: 153000, г. Иваново, ул. Степанова, 28а. Тел.: 32-44-78, 30-78-38.
Ильинский муниципальный район: 155060, п. Ильинское-Хованское, ул. Советская, 2/1. Тел.: (код 49353) 2-16-51, 2-15-35.
Городской округ Кинешма: 155800, г. Кинешма, ул. Фрунзе, 6. Тел.: (код 49331) 5-53-62, 5-74-70, 5-46-08.
Кинешемский муниципальный район: 155800, г. Кинешма, ул. Ленина, 12. Тел.: (код 49331) 5-38-20, 5-54-55.
Комсомольский муниципальный район: 155150, г. Комсомольск, ул. Советская, 3. Тел.: (код 49352) 2-19-54, 2-12-99.
Городской округ Кохма: 153511, г. Кохма, ул. Машиностроительная, 21. Тел.: 55-26-44.
Лежневский муниципальный район: 155120, п. Лежнево, ул. Октябрьская, 32. Тел.: (код 49357) 2-14-47, 2-10-83.
Лухский муниципальный район: 155270, п. Лух, ул. Первомайская, 101. Тел.: (код 49344) 2-12-85, 2-12-42.
Палехский муниципальный район: 155620, п. Палех, ул. Ленина, 1. Тел.: (код 49334) 2-19-41, 2-11-26.
Пестяковский муниципальный район: 155650, п. Пестяки, ул. К. Маркса, 20. Тел.: (код 49346) 2-14-72, 2-11-48.
Приволжский муниципальный район: 155550, г. Приволжск, ул. Революционная, 63. Тел.: (код 49339) 2-28-73, 3-16-81.
Пучежский муниципальный район: 155360, г. Пучеж, ул. Ленина, 27. Тел.: (код 49345) 2-11-36, 2-14-31.
Родниковский муниципальный район: 155250, г. Родники, ул. Советская, 10. Тел.: (код 49336) 2-23-66, 2-18-41.
Савинский муниципальный район: 155710, п. Савино, ул. Первомайская, 12. Тел.: (код 49356) 9-19-85, 9-19-81.
Городской округ Тейково и Тейковский муниципальный район: 155040, г. Тейково, ул. Октябрьская, 2. Тел. (код 49343) 2-10-42, 2-23-41.
Фурмановский муниципальный район: 155520, г. Фурманов, ул. Социалистическая, 15 (почтовый адрес: ул. Студенова, 4. Тел.: (код 49341) 2-22-90, 2-24-24.
Городской округ Шуя, Шуйский муниципальный район: 155900, г. Шуя, ул. Ленина, 32. Тел.: (код 49351) 4-10-19, 4-14-42.
Южский муниципальный район: 155630, г. Южа, ул. Советская, 23. Тел.: (код 49347) 2-18-85, 2-11-71.
Юрьевецкий муниципальный район: 155453, г. Юрьевец, ул. Советская, 42. Тел.: (код 49337) 2-12-91, 2-16-42.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
Город Иваново: Тел.: 59-47-29.
Верхнеландеховский муниципальный район: Тел.: (код 49349) 2-13-24.
Город Вичуга: Тел. (код 49354) 2-05-73.
Вичугский муниципальный район: Тел.: (код 49354) 2-00-60.
Гаврилово-Посадский муниципальный район: Тел.: (код 49355) 2-18-11.
Заволжский муниципальный район: Тел.: (код 49333) 2-10-74.
Ивановский муниципальный район: Тел.: 32-85-48.
Ильинский муниципальный район: Тел.: (код 49353) 2-17-05.
Город Кинешма: Тел.: (код 49331) 5-46-93.
Кинешемский муниципальный район: Тел.: (код 49331) 5-80-73.
Комсомольский муниципальный район: Тел.: (код 49352) 2-25-33.
Город Кохма: Тел.: 49-54-75.
Лежневский муниципальный район: Тел.: (код 49357) 2-23-05.
Лухский муниципальный район: Тел.: (код 49344) 2-11-38.
Палехский муниципальный район: Тел.: (код 49334) 2-16-83.
Пестяковский муниципальный район: Тел.: (код 49346) 2-13-01.
Приволжский муниципальный район: Тел.: (код 49339) 3-23-41.
Пучежский муниципальный район: Тел.: (код 49345) 2-26-33.
Родниковский муниципальный район: Тел.: (код 49336) 2-45-20.
Савинский муниципальный район: Тел.: (код 49356) 9-15-07.
Город Тейково: Тел.: (код 49343) 2-43-03.
Тейковский муниципальный район: Тел.: (код 49343) 4-08-65.
Город Шуя: Тел.: (код 49351) 3-24-06.
Шуйский муниципальный район: Тел.: (код 49351) 3-30-29.
Южский муниципальный район: Тел.: (код 49347) 2-13-05.
Юрьевецкий муниципальный район: Тел.: (код 49337) 2-15-83.

Правоохранительные органы:

Подразделение по делам несовершеннолетних УВД Ивановской области: 48-13-34, либо 02.
Прокуратура Ивановской области: 32-93-01.

Психологическая помощь:

Областное государственное учреждение «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям». Адрес: 153027, г. Иваново, ул. 2-я Лагерная, 51. Тел.: 33-25-63 (время работы: с 9.00 до 17.00).
Центры подготовки приемных родителей и сопровождающих замещающих семей при детских домах и интернатах, специалисты которых также занимаются проблемами детей, воспитывающихся в кровных семьях.
Г. Иваново (Детский дом №5): 153022, г. Иваново, ул. Жугина, 6. Тел.: 23-46-44, 32-98-17 (с 9.00 до 17.00).
Г. Иваново (Детский дом №3): 153028, г. Иваново, ул. Кузнецова, 50. Тел.: 32-54-62 (с 9.00 до 17.00).
Г. Иваново (Детский дом №1): 153038, г. Иваново, ул. Лежневская, 205. Тел.: 56-73-34 (с 9.00 до 17.00).
Г. Иваново (Детский дом №2): 153038, г. Иваново, ул. Велижская, 7а. Тел.: 56-92-28 (с 9.00 до 17.00).
П. Гаврилово-Посад (Петровский детский дом): 155020, с. Петрово-Городище, ул. Ленина, 2. Тел.: (код 49355) 2-51-87 (с 9.00 до 17.00).
Г. Кинешма (Кинешемский детский дом): 155400, г. Кинешма, ул. А. Макарова, 15. Тел.: (код 49331) 5-13-25 (с 9.00 до 17.00).
Г. Фурманов (Фурмановский детский дом): 155520, г. Фурманов, ул. Дачная, 58. Тел.: (код 49341) 2-30-21 (с 9.00 до 17.00).
Г. Шуя (Шуйский детский дом-школа): 155600, г. Шуя, ул. Школьная, 1. Тел.: (код 49351) 4-35-07 (с 9.00 до 17.00).
Г. Шуя (Шуйский детский дом): 155902, г. Шуя, ул. Ярославская, 77. Тел.: (код 49351) 4-88-67 (с 9.00 до 17.00).

Временное устройство детей (социально-реабилитационные центры):

Город Иваново: 153020, г. Иваново, ул. Окуловой, 77. Тел.: 31-40-22, 31-40-47, 35-36-92.
Город Вичуга: 155333, г. Вичуга, ул. Ленинградская, 72. Тел. (код 49354) 2-91-94, 2-44-87.
Гаврилово-Посадский муниципальный район: 155000, г. Гаврилово-Посад, ул. 9 Января, 5. Тел.: (код 49355) 2-15-99, 2-10-39.
Ильинский муниципальный район: 155060, п. Ильинское-Хованское, ул. Школьная. Тел.: (код 49353) 2-11-75.
Город Кинешма: 155800, г. Кинешма, ул. Бридихина, 8а. Тел.: (код 49331) 5-60-41, 5-78-02.
Приволжский муниципальный район: 155555, г. Плес, ул. Советская, 83. Тел.: (код 49339) 4-31-50.
Пучежский муниципальный район: 155460, г. Пучеж, ул. Зарубина, 12. Тел.: (код 49345) 2-20-55.
Родниковский муниципальный район: 155250, г. Родники, ул. 8 Марта, 12. Тел.: (код 49336) 2-54-46, 2-14-13.
Город Тейково: 155040, г. Тейково, ул. Октябрьская, 24. Тел. (код 49343) 2-22-65, 2-48-69.
Город Шуя: 155900, г. Шуя, ул. Ленина, 5а. Тел.: (код 49351) 4-33-53, 2-20-57.

Органы государственной власти Ивановской области:

Управление социальной защиты населения:
г. Иваново, 153012,  пер.Свободный, 4.  Телефон: 41-05-57
Телефон "горячей линии": 30-40-75 (понедельник-четверг: с 9-00 до 18-00,
пятница: с 9-00 до 16-45,
перерыв на обед с 13-00 до 13-45,
суббота, воскресенье - выходные дни)
Режим работы:
понедельник-четверг: с 9-00 до 18-00
пятница: с 9-00 до 16-45
перерыв на обед с 13-00 до 13-45
(суббота, воскресенье - выходные дни)

Департамент образования Ивановской области:
153000, г. Иваново, пл.Революции, д.2/1
Тел.: (4932) 32-67-60
Факс: (4932) 41-03-70
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Государственное учреждение здравоохранения особого типа «Медицинский информационно-аналитический центр»
153040, г. Иваново, ул. Любимова, д.№1
Телефон: Директор: (4932)56-97-74.

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации:

Адрес: 103132 г. Москва, Старая площадь, д. 4 Телефон: +7 (495) 2218364, 2218363 Факс: +7 (495) 2217066 Информация: Аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7 стр. 1
телефон: +7 (495) 2218364, 2218363
факс:      +7 (495) 2217067
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (только для информационных сообщений)
http://rfdeti.ru

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:

Адрес:
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47
Приемная:
Тел.: (495) 607-19-22, 607-39-69, 607-34-67
Часы приема: с 10.00 до 17.00 (по рабочим дням)
Прием заявлений/обращений/жалоб: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Благотворительные организации:

Российский Детский Фонд:

Адрес: 101990 Москва, Армянский пер.11/2а
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел: 625-82-00 (приёмная председателя фонда)
Факс: 624-24-90

Благотворительный фонд «Кто, если не я?»
127473, Москва, ул. Делегатская, дом 7, строение 1
тел./факс: +7 (495) 649—18—14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Фонд помощи детям при Российской детской клинической больнице:
Юридический адрес:
121170, Москва, Кутузовский 
проспект,  д.45, корп. 1
Тел/факс: (495) 936-91-66
Фактический адрес:
117513, Москва, Ленинский пр-т, 117, Российская детская клиническая больница, корпус 1, Больничный храм.
Президент фонда: Салтыкова Лина Зиновьевна
Приемная главного врача РДКБ:
Тел +7 495 434 1177
Адрес больницы:
117513, Москва, Ленинский пр-т, 117.

Благотворительный фонд «Все вместе»
Г. Москва, ул. Зубовская д. 7, оф. 7 (здание ЦХЛС  ВНИИХФИ)
Тел./ факс 8-499-246-04-10
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Благотворительный фонд помощи детям с онкологическими заболеваниями «Жизнь»
Контактные телефоны: 506-79-70
Тел/факс (499) 903-82-81
email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
127106, Москва, Алтуфьевское шоссе, дом. 27, 4 этаж, офис 413
проезд от любой из станций метро (Владыкино, Отрадное, Алтуфьево) до остановки «Улица Хачатуряна».

Благотворительный фонд «Линия жизни»:

119019, г. Москва, ул. Ленивка, д. 1/45, стр. 3, оф. 37.
Мы рады видеть Вас в нашем офисе с 10:00 до 18:00.
Телефон: +7 (499) 766-04-35/45.
ICQ: 339-983-239.
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Общественные организации в Ивановской области:

Общественная организация «Женская инициатива»
г.Иваново, ул.Крутицкая, д.35, оф.1 (напротив ТРЦ «Серебряный город»);
Телефон: 8-910-689-77-60;
Факс: (4932)90-00-51;
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Общественная организация инвалидов с детства «Солнышко»
Тел. 32-08-78, 89612460972
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Общественная организация «Общественный комитет защиты детства, семьи и нравственности» (Колыбель)
г.Иваново, ул. Войкова, д. 13 (факт.)
Тел.: 33-42-77, 340-777; 55-73-54, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ивановская областная общественная организация Христианской молодежи и семьи
153000, г. Иваново, ул. Степанова, д. 14 (юр.), г. Иваново, ул. 10 Августа, д. 4 (факт ); 41-01-28, 43-27-69, 53-27-69 факс 41-01-28, 43-27-69

 


Заключительное мероприятие правового конкурса «Я – несовершеннолетний: что я могу и что я должен»30.04.2010

nov213

ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

27 июня 2007 года на заседании Совета Федерации уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин  завил, что права детей в России по-прежнему соблюдаются неудовлетворительно. По словам Лукина, взаимодействие между организациями, ответственными за заботу о детях, не налажено, в результате – «права детей рутинно нарушаются».
Ребенок является центром пересечения целого комплекса проблем: социальных, экономических, психологических, правовых. 
Причинами жесткого обращения с детьми, по нашему мнению, является общий агрессивный фон общества. Психологически за агрессией всегда стоит внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. Именно высоким эмоциональным накалом стихийная агрессия, а именно она является основной причиной жесткого обращения с детьми, отличается от агрессии организованной, например солдаты, вполне могут не испытывать сильных эмоций к своим противникам, даже убивая их. На практике стихийная агрессия всегда сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями негативного комплекса типа гнева, ненависти и т.п.
Проявление агрессивности, как причины жесткого обращения с детьми, кроется в том, что согласно принятым воззрениям каждый человек должен иметь право на самоутверждение, а лишенный его – на самозащиту, чтобы восстановить чувство своей значимости, необходимое для нормального существования. Психолог Ольшанский Д.В. пишет, что блокирование права на самозащиту ведет к агрессивности, например, при навязывании решения. В результате агрессии человек вторгается в сферу власти или престижа, или на территорию другого человека и частично захватывает то, что удается. Если же агрессия блокирована, спираль ее принимает еще более крутую форму - происходит взрыв насилия.
Как показывают исследования современных массовых беспорядков, волнений и восстаний, «важнейший лежащий в их основе фактор – чувство полного блокирования всех надежд»[1] . Факторы, предшествующие агрессии – известны: безработица; неинтересная и низкооплачиваемая работа; напряженные отношения между населением и властью.


Во вторник в Калининграде умер новорожденный, зверски избитый 29-летним отцом. И это один из многих случаев зверского обращения родителей с детьми. Эксперты убеждены, что во всем виноват лояльный закон: за издевательства над собственными детьми мамы и папы, если их так можно назвать, чаще всего получают условные наказания. Поэтому неудивительно, что с 2002 по 2006 год число родителей, осужденных за жестокое обращение с детьми, выросло в 2,4 раза. Своего новорожденного сына Арсен Дебиров зверски избил в конце апреля. Малыш получил закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга и ушибы лица. Врачи Калининградской детской областной больницы месяц боролись за жизнь ребенка, но спасти его так и не удалось.  Правоохранительные органы установили, что отец избивал малыша в состоянии алкогольного опьянения. Молодому «папе» теперь грозит до 15 лет лишения свободы.
Подобные истории в России уже мало кого шокируют. Громкие дела о жестоком обращении родителей с детьми рассматриваются в региональных судах с пугающей частотой. Так, в сентябре 2005 года жительница Калининградской области Кристина Янашаускене убила собственного пятимесячного сына. На суде женщина признала свою вину. Она сама рассказала, как вынесла ребенка в свертке на улицу и выбросила в пруд. Свой поступок Кристина мотивировала тем, что хотела отомстить мужу за измену. Суд приговорил Янашаускене к восьми годам лишения свободы.
В июле 2006 года Хабаровский краевой суд приговорил 22- летнюю Екатерину Ларину к 10 годам лишения свободы за убийство своего годовалого ребенка. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, она окунула его головой в ведро с водой и утопила. Причиной преступления стала «личная неприязнь матери к сыну».
В марте этого года в одном из районов Перми пьяный мужчина выбросил из окна шестого этажа своего трехлетнего пасынка. Перед этим он жестоко избил ребенка.                     
«Только по официальной статистике, в России ежегодно от рук родителей погибают 2 тыс. детей, – сообщает исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – Более того, 2,7 тыс. детей каждый год совершают самоубийства, причина которых – насилие в семье».    Эксперты убеждены: сотни детей можно было бы спасти, если бы за родителями, уличенными в жестокости, был установлен должный контроль. «Если родитель один раз избил ребенка, то всегда останется вероятность, что он может повторить свой поступок, – считает психолог Марк Сандомирский. – Причем в более изощренной форме. Конечно, есть процент людей, которые единожды в сердцах ударили малыша, а потом всю жизнь об этом сожалели. Однако большинство родителей, убивших своих детей, ранее над ними издевались».                                      
По данным уполномоченного по правам ребенка в Москве Алексея Голованя, с 2002 по 2006 год в столице число случаев жестокого обращения родителей с детьми выросло в 2,4 раза. «Впрочем, основная часть таких преступлений часто остается вне поля зрения правоохранительных органов, – рассказал  г-н Головань. – Причем судебная практика свидетельствует о том, что к родителям, осужденным по статье 156 УК «жестокое обращение с детьми», как правило, применяется условная мера наказания, и он возвращается в семью. Но вообще иски о лишении родительских прав на основании жестокого обращения с детьми направляются в суды крайне редко».
 Причин, по которым родители в большинстве случаев остаются безнаказанными, множество. По словам г-на Голованя, одна из них – безразличие наших соотечественников к беспределу, творящемуся в чужих семьях. Даже учителя и участковые врачи не спешат выполнять статью 56 Семейного кодекса, которая обязывает граждан сообщать в органы опеки и попечительства об известных им случаях нарушения прав ребенка. Еще реже подобные заявления появляются в милиции.  Зачастую заявления не подаются потому, что люди просто не верят правоохранительным органам. Эксперты сходятся во мнении, что для решения проблемы необходимо ввести в России систему социального патрона неблагополучных семей. «У нас вообще нет никакой правовой базы для работы со взрослыми, замеченными в издевательствах над детьми, – считает Борис Альтшулер. – Даже если жалобы поступают, органы опеки просто не в состоянии провести работу по всем обращениям. Там элементарно не хватает людей».

 В настоящее время, подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими.
Агрессивность и жестокость в воспитании детей  ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Эскалация физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели. Так А.И. Григорьева и Л.Г. Егорова: «Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь. Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим». Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет».        
Нередко  школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их чадо прогуливает и получает двойки. Цель такого обращения понятна: родители должны принять меры. Можно заранее прогнозировать характер этих мер: минимум – моральное воздействие, максимум – физическое.
Практика показывает, что чаще всего принятые меры отражают не столько степень реального проступка ребенка, сколько степень пережитого родителями стыда при общении с учителем. В этом случае наказание изначально не может быть объективным и справедливым. Поэтому нет никаких оснований ожидать изменений к лучшему в поведении ребенка в результате такого воспитания. При этом взрослый остается во власти иллюзий, что он сделал все что мог.   
 Жестокое обращение с детьми:  это все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка.
 Физическое насилие – это «общественно опасное противоправное воздействие на организм другого человека, осуществленное против его воли». По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на наружные покровы тела человека посредством физической силы, оружия и т.п., а также в воздействии на внутренние органы без повреждения наружных тканей (например, путем отравления).
Согласно отечественной юридической доктрине психическое насилие выражено словосочетанием "угроза применения насилия". Под угрозой применения насилия понимается устрашение, запугивание применением физического насилия. Это средство воздействия на психику, направленное на то, чтобы заставить потерпевшего подчиниться преступным требованиям. Угроза чаще всего выражается в создании впечатления неизбежной расправы при помощи определенных словесных заявлений, жестов, демонстрации оружия и т.п.
К сожалению, в отечественной уголовно-правовой доктрине не выделяется такая распространенная форма насилия, как сексуальное насилие. Это объясняется тем, что изнасилование (как самое распространенное половое преступление) посягает не только на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность ребенка, но и на его честь и достоинство, т.е. одновременно сочетает в себе черты и физического и психического насилия.
В УК РФ нет специальных статей, предусматривающих ответственность за преступления, совершенные лицами, находящимися в родственных отношениях. Правоохранительные органы считают, что насилие, совершенное в общественном месте, по отношению к незнакомому человеку, представляет гораздо большую общественную опасность, нежели такие же действия, совершаемые "за закрытыми дверями": в семье, по отношению к родственникам и тем более детям, т.к. такой вид насилия нередко воспринимается как неизбежный атрибут процесса воспитания. Поэтому уголовные дела сразу возбуждаются только в случае тяжких преступлений – убийств или нанесения тяжкого вреда здоровью.
Насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи – безопасное существование любого ее члена.
Определяют 4 типа  жестокого обращения с ребенком:
физическое насилие; пренебрежение; сексуальное насилие; психологическое жестокое обращение.
         Мы руководствуемся следующими особенностями психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокое обращение, в зависимости от возраста ребенка:
1.     Возраст 0-6 месяцев:
·                   малоподвижность;
·                   безразличие к окружающему миру;
·                   отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
·                   редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

2.     Возраст 6 месяцев – 1,5 года:
·                   боязнь родителей;
·                   боязнь физического контакта со взрослыми;
·                   постоянная беспричинная настороженность;
·                   плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
·                   испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

3.     Возраст 1,5 – 3 года:
·                   боязнь взрослых;
·                   редкие проявления радости, плаксивость;
·                   реакция испуга на плач других детей;
·                   крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

4.     Возраст 3 года – 6 лет:
·                   примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
·                   пассивная реакция на боль;
·                   болезненное отношение к замечаниям, критике;
·                   заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
·                   псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
·                   негативизм, агрессивность;
·                   лживость, воровство;
·                   жестокость по отношению к животным.

5.     Младший школьный возраст:
·                   стремление скрыть причину повреждений и травм;
·                   одиночество, отсутствие друзей;
·                   боязнь идти домой после школы.

6.     Подростковый возраст:
·                   побеги из дома;
·                   суицидальные попытки;
·                   агрессивное поведение;

  • употребления алкоголя, наркотиков.

Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми. Важно распознать факт сексуального насилия  с целью оказания своевременной помощи жертве. Часто ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом  признаков, которые должны знать специалисты.
Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой, и я использую их   в практике. В частности, к этим признакам-индикаторам относятся:
         - Физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).
         - Поведенческие проявления определяются в соответствии с возрастом:

Возраст 3-4 года:
·                   чрезмерная мастурбация;
·                   частая демонстрация гениталий;
·                  сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату;
·                   поведение ребенка становится сексуальным;
·                   периодические ночные кошмары;
·                   анурез;
·                   нарушения сна;
·                   боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад.

1.     Возраст 4-6 лет:
·                   чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий;
·                   сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату;
·                   агрессивное сексуальное поведение с детьми;
·                   псевдовзрослое поведение;
·                   некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении;
·                   ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится);
·                   нарушения сна;
·                   боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.
·                   устраивает поджоги.
·                   соматические жалобы.

2.     Возраст 6-8 лет:
·                   сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками;
·                   усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;
·                   нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно;
·                   внезапное ухудшение успеваемости;
·                   не может найти друзей и ему никому не верит;
·                   не может сконцентрировать внимание.

3.     Возраст 8-10 лет:
·                   сексуальные игры навязчивого характера;
·                   усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;
·                   нерегулярное посещение школы.

Возраст 10-12 лет:
·                   социальный уход;
·                   агрессия по отношению к сверстникам;
·                   нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход;
·                   внезапное ухудшение успеваемости;
·                   никому не верит;
·                   не может сконцентрировать внимание;
·                   часто прогуливает школу;
·                   приходит в школу рано – уходит очень поздно;
·                   начальные признаки клинической депрессии.

Возраст 12-18 лет:
·                   симптомы клинической депрессии;
·                   нарушения сна;
·                   суицидальные наклонности;
·                   изоляция от окружающих;
·                   побеги из дома;
·                   промискуитет;
·                   асоциальное поведение;
·                   не участвует в школьных мероприятиях;
·                   употребление никотина, алкоголя, наркотиков;
·                   совершение преступлений.
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть.
Жестокое обращение с детьми делиться на физическое и психологическое насилие.
Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти, всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиении, нанесение ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Многие авторы отдельно рассматривают попытки убийства ребенка, в том числе через удушение или утопление.
Сексуальное насилие или совращение, как отдельная категория жестокого обращения с детьми,  в первую очередь оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, а так же подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Нельзя забывать, что и из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.        
Систематические проявления физического и психического насилия  над детьми способствуют повышению уровня их агрессивности, усвоению насильственных способов разрешения  конфликтов и  воспроизводству ими в общении с окружающими воспринятых в детстве образцов поведения.
В связи с  криминогенными процессами в обществе и во исполнение международно-правовых обязательств России в Уголовный кодекс РФ 1996 года включена новая уголовно-правовая норма - статья 156. В ней предусматривается ответственность за “неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним”.
Согласно данным уголовной статистики из общего числа возбужденных по ст. 156 УК РФ уголовных дел до суда доходит не более пятой части. К тому же подавляющему большинству лиц, осужденных по ст. 156 УК РФ, назначается условная мера наказания, и лишь единицы осуждаются к реальному лишению свободы.
С учетом крайне высокого уровня латентности семейного насилия, стати-стические сведения не дают полного представления о реальной распространенности жестокого обращения с детьми.  Практика показывает, что преобладающая доля таких фактов (особенно в семьях), остаются невыявленными или недоказанными, а выявленные и доказанные - безнаказанными. Решения об отказе в возбуждении уголовных дел и о прекращении дел по признакам ст. 156 УК РФ принимаются без достаточных оснований и с серьезными нарушениями законности.
Широко распространено необоснованное освобождение виновных в жестоком обращении с детьми от уголовной ответственности по амнистии, в связи с изменением обстановки или за отсутствием в деянии состава преступления.  Одной из причин такого положения дел выступают следующие наиболее распространенные недостатки дознания и предварительного расследования таких преступлений:
Во-первых, неполнота и несвоевременность дознания и предварительного рас-следования. Не во всех случаях проводится обследование материально-бытовых условий жизни неблагополучной семьи, фиксируемое в официальном акте и необходимое для подтверждения фактов антисанитарного содержания жилья, несоблюдения элементарных правил гигиены, отсутствии в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для обеспечения должного ухода за ними. В материалах дел часто отсутствуют документально зафиксированные результаты опроса медицинских работников (участковых педиатров и медсестер, врачей скорой помощи, травмопунктов, оказывавших первую медицинскую помощь пострадавших детям и пр.), педагогов, воспитателей, располагающих информацией о фактах ненадлежащего исполнения обязанностей родителей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Не всегда допрашиваются сотрудники соответствующих подразделений органов внутренних дел (ПДН), комиссий по делам несовершеннолетних, ДЭЗов.
Собранные из этих источников сведения позволили бы подтвердить или опровергнуть первоначальные данные об образе жизни родителей, о неисполнении  ими обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию детей.
Во-вторых, неполнота предъявляемого обвинения, выражающаяся в предъявление обвинения не всем  виновным в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей по воспитанию ребенка и допускающим жестокое обращение с ним. Например, оба родителя издеваются над ребенком, а к уголовной ответственности привлекается только один из них. Вменение субъектам преступления в вину не всех установленных следствием и дознанием эпизодов преступления, а также искусственное ограничение круга потерпевших по делу.
В третьих, ошибки в квалификации преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ. Неправильная и неполная квалификация. В тех случаях, когда сам способ совершения преступления, предусмотренного ст. 156, образует самостоятельный состав преступления (истязания – ст. 117 п. «г» ч.2, оставления в опасности – ст. 125, причинения вреда здоровью – ст. 111, 112, 115, сексуальных посягательств – ст.ст. 131-135 УК РФ и др.) следователями не всегда ставится на разрешение вопрос о применении совокупности преступлений.
Тем самым незаслуженно облегчается участь виновных, смягчается их правовое положение и расширяются возможности освобождения их от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение якобы нетяжких преступлений.
Например, по одному из дел установлены факты систематического применения физического и психического насилия по отношению к малолетним детям со стороны гражданина Иванова и его жены.  Было установлено, что мать и отчим не обращались за медицинской помощью для дочери ни по поводу неоднократных покусов ребенка домашней собакой, ни в связи с переломом (при не выясненных следствием обстоятельствах) локтевой кости правой руки. Диагноз «множественные укусы левой верхней конечности в области левого сустава, застарелое повреждение правой верхней конечности» девочке был поставлен в стационаре, куда ее доставили в очередной раз в связи с травмами, полученными в результате очередного применения к ней родителями «воспитательных» мер. На теле ребенка обнаружены также следы ожогов от утюга. Несмотря на очевидные признаки преступлений, предусмотренных ст.ст. 117, 125 и 156 УК РФ, дело было возбуждено только в отношении матери и лишь по ст. 156 УК РФ, а впоследствии прекращено  в связи с «совершением ею нетяжкого преступления и раскаянием в содеянном». Из материалов дела следует, что эта «раскаявшаяся» мать за девять месяцев нахождения дочери в больнице лишь трижды навещала ее, в течение длительного времени не забирала после выписки и далее не справлялась о ее судьбе.
В некоторых случаях дела по фактам нанесения родителями побоев своим несовершеннолетним детям, несмотря на наличие признаков жестокого обращения, возбуждаются лишь по ст.ст. 115 или 116 УК РФ. Такие ошибки в квалификации преступлений влекут за собой необоснованное отнесение их к разряду дел частного обвинения,  что не соответствует тяжести совершенного деяния и не отвечает интересам защиты прав несовершеннолетних.
Иногда недостаточная, неполная квалификация содеянного влечет за собой необоснованное освобождение лица, виновного в жестоком обращении с ребенком, от уголовной ответственности в связи с недоказанностью в содеянном им состава более тяжкого преступления. Уголовное дело, возбужденное по ч.1 ст. 105 УК РФ («Убийство» без отягчающих обстоятельств) по факту смерти 5-месячной девочки, прекращено  за отсутствием события преступления. При этом родителям умершего младенца не было предъявлено обвинение по ст.ст. 125, 117, 156 УК РФ, хотя осно-вания для этого имелись: на лице и теле ребенка, скончавшегося от крайней степени истощения, экспертом обнаружены прижизненные кровоподтеки от ударного воздействия твердых тупых предметов, не находящиеся в причинной связи с наступившей смертью. Недостаточно обоснованным представляется и вывод следствия об отсутствии в содеянном признаков ст. 105 УК: для исключения версии убийства не были проведены в полном объеме следственные действия, направленные на исключение у родителей косвенного умысла на лишение младенца жизни.  По вине родителей ребенку, страдающему серьезным хроническим заболеванием, не обеспечивалось оказание необходимой медицинской помощи и должного ухода. В детскую поликлинику они обращались только за направлениями на бесплатное детское питание. На допросах злоупотребляющие алкоголем и не работающие родители грудного ребенка утверждали, что «кормили его каждый день (!?)». На момент обследования пища в желудке девочки отсутствовала. Деяния родителей остались за рамками уголовно-правовой ответст-венности.
В четвертых, незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела «вследствие акта амнистии».
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением, судя по характеру и конструкции состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, может быть либо длящимся, либо продолжаемым преступлением. Для первой разновидности характерны такие формы уклонения виновных от исполнения своих обязанностей, при которых ребенка выгоняют из дома или из воспитательного учреждения, оставляют без ухода и средств существования, в опасном для жизни и здоровья состоянии. Вторая разновидность названного преступления связана с сис-тематическим избиением, оскорблением ребенка, лишением его сна, нормальных условий существования и пр. При указанных обстоятельствах жестокое обращение с ребенком представляет собой определенную систему действий, линию поведения виновного по отношению к несовершеннолетнему, постоянный стиль взаимоотношений в семье или в детском коллективе, характеризующийся грубым неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по отношению к потерпевшему. По сложившемуся в следственно-судебной практике правилу, длящиеся и продолжаемые преступления, не оконченные после издания акта амнистии, прекращению  не подлежат.
Следует признать, что ошибки в применении ст. 156 УК РФ в определенной мере обусловлены неудачной конструкцией самой нормы, осложняющей ее разгра-ничение с другими, смежными составами преступлений (ст.ст. 115, 116, 117, 124, 125, 131 УК РФ). В связи с отсутствием законодательного  толкования признаков состава преступления (прежде всего самого понятия «жестокое обращение») на практике возникают серьезные затруднения в определении предмета доказывания и круга источников доказательственной информации. При создании доказательственной базы и формулировании обвинения не всегда учитываются особенности конструкции объективной стороны состава ст. 156 УК РФ, содержащей два обязательных признака: неисполнения (или ненадлежащего исполнения) обязанностей по воспитанию детей и жестокого обращения с детьми. Доказыванию и вменению в вину подлежат оба эти признака, которые в ходе следствия и дознания, как правило, смешиваются, не квали-фицируются должным образом, не подвергаются самостоятельной правовой оценке.
Исходя из сложившейся практики применения ст. 156 УК РФ, ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации и п. 11 постановления № 10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», жестоким обращением с несовершен-нолетним следует признавать: · само по себе невыполнение или ненадлежащее выполнение (то есть не в полном объеме выполненная обязанность) обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру и причиняемым последствиям носит жестокий характер: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой, например, педикулез, чесотку и пр.), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи и др.; · активные действия, грубо попирающие основные обязанности субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых (в правовом и нравственном смысле) методов воспитания и обращения и включающие все виды психического, физического и сексуального насилия над детьми.
Определенные затруднения вызывает вопрос о необходимости установления признака систематичности неисполнения или ненадлежащего исполнения специальными субъектами, указанными в ст. 156 УК РФ, возложенных на них обязанностей по воспитанию детей и жестокого обращения с несовершеннолетними. В связи с отсутствием легального толкования признаков данного состава преступления остается неясным, нуждается ли в доказывании наличие в действиях виновного «систематичности» жестокого обращения, под которой понимается определенная система, линия поведения субъекта по отношению к ребенку. Анализ конструкции нормы ст. 156 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что для оконченного состава преступления достаточно одного единственного акта жестокого обращения с ребенком, связанного с родительским или педагогическим произволом, переходом границ допустимых методов воспитания. И, напротив, по отношению ко второму обязательному признаку объективной стороны рассматриваемого вида преступления - неисполнению (ненадлежащему исполнению) субъектом своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего обязательно должен быть доказан признак систематичности.
По данным Генеральной прокуратуры РФ, 62% всех самоубийств несовершеннолетних вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. За последнее десятилетие втрое выросло число детей, бежавших от родителей или из учебно-воспитательных учреждений. От самоубийств ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет (без учета неоконченных суицидальных попыток), что составляет 12,7% умерших от неестественных причин.
Поверхностный, неквалифицированный подход к расследованию дел рассматриваемой категории противоречит принципу приоритетной защиты основных, базовых прав и законных интересов детей, провозглашенному международным и российским законодательством. Тем самым грубо нарушаются положения Декларации прав ребенка, признающей, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту», статьи 37 Конвенции о правах ребенка, возлагающей на государства-участников обязанность обеспечивать такие условия, при которых бы «ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».
Не соблюдаются требования Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года, которым в п. 1 ст. 9 установлено, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении… или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».   Выполнение этих крайне важных рекомендаций и устранение пробельности российского законодательства в части установления правовых гарантий безопасности детей следовало бы сочетать с повышением эффективности применения уже действующих норм отечественного права, в том числе уголовно-правовых норм, ориентированных на предупреждение и пресечение жестокого обращения с несовершеннолетними.
Такое решение соответствовало бы рекомендациям Комитета по правам ребенка Генеральной Ассамблеи ООН, принятым 8 октября 1999 г. на XXII сессии в адрес Российской Федерации, относительно необходимости ускорения процесса реформирования законодательства… в области защиты детей от … любого рода насилия (включая бытовое) и жестокого обращения. Комитет предложил государству-участнику Конвенции о правах ребенка уделять особое внимание проблеме жестокого обращения, отсутствия заботы о детях и злоупотреблений в отношении детей как в семье, так и вне нее.

В 1994 году я проходила стажировку в США. Я поняла, почему американцы встают и плачут, когда звучит гимн их страны. Страны, в которой закон действует автоматически, как часы. Это было так необычно и непривычно, что потребовалось немало времени, чтобы понять, что это действительность, а не игра на иностранцев.
Самым потрясающим откровением для меня стало то, что защита прав человека, граждан, сообществ, образованных по разным признакам, например, профессиональному,  детей и отдельного ребенка находится в руках самих граждан.  То есть я увидела действующее, эффективное гражданское общество.
Потрясений было много. Одно из самых сильных – посещение детского сада фирмы «Джонсон и Джонсон» в Нью-Брунсвике. Сад для сотрудников фирмы, располагается на первом этаже одного из зданий фирмы и имеет внутренний дворик,  который полностью в распоряжении детей и полон цветущими растениями и игрушками. Принимают младенцев с двухнедельного возраста. В комнате один младенец и две няни. Дети 4-5 лет по 8 в группе и имеют 4 воспитателей. Стоимость пребывания ребенка в саду 87 долларов в месяц. Минимальная заработная плата в стране в 1994 году была 21000 долларов в год, то есть 1750 долларов в месяц.
23 августа я посетила «Аюду», приют для женщин и детей, переживших насилие…
Аюда располагается в пригороде Вашингтона и представляет собой закрытий город с серьезной пропускной системой, напоминающей пропускную систему в наших тюрьмах. На территории этого города в квартирах и коттеджах живут женщины с детьми из стран Латинской Америки, эмигранты, которые подвергались физическому насилию со стороны мужчины и которые не говорят по-английски. Максимальный срок проживания – 2 года. За это время  решаются проблемы, связанные с насилием, и устраняются его причины.
Основатель программы Лесли Орлова рассказала нам, что финансирование приюта в основном осуществляется из благотворительных фондов: Кейфриц – специальный семейный фонд, фонд Норманна, местный и другие. Много денег поступает из церквей различных концессий (юнитарная, эпископарная, католическая, еврейская). Приют получает гранты, самый большой был в размере 40 тысяч долларов.  Государство осуществляет финансирование в размере не более 30 процентов от бюджета приюта.
Программа началась в 1984 году с 2 тысяч долларов на расчетном счете. Нужно было найти деньги для содержания приюта и студентов-юристов для оказания юридической помощи, так как денег на профессиональных адвокатов не было. Эти проблемы были решены и примерно с 1990 года с приютом работают профессиональные адвокаты. Стоимость юридических услуг: студент-юрист – 75 долларов в час, начинающий адвокат без большого опыта – 250 долларов в час, опытный адвокат – от 2 тысяч долларов в час. На решение одной проблемы требуется от 20 до 30 часов работы с адвокатом. Адвокатов выбирают в зависимости от сложности проблемы.
Лесли сообщила, что уделяет много внимания безопасности работы, то есть приют должен иметь деньги не менее чем на шесть месяцев, чтобы деятельность приюта продолжалась без провалов и срывов.
Лесли рассказала, что руководители приюта активно работают с Конгрессом США, являются техническими экспертами Конгресса по вопросам защиты жертв жестокого обращения, принимают активное участие в законодательном процессе, лоббируя прохождение и принятие необходимых законов.  «Нам трудно решать эти вопросы, поскольку в стране много настроений против эмигрантов.  Мы ведем переговоры с демократической и республиканской партиями, учитываем их интересы и пытаемся добиться консенсуса» - говорит Лесли. «Мы обеспечиваем тысячи звонков трудному конгрессмену» - говорит она.
Нас познакомили с Даяной Фостер и двумя ее детьми из Эль-Сальводора. Даяна рассказала, что ее муж систематически жестоко избивал ее и детей. Ей некуда было уйти или спрятаться, поскольку живет в чужой стране. Она узнала об Аюде от других эмигрантов и попросила помощи. На территории Аюды ей предоставили квартиру с полным обеспечением и в скором времени с помощью адвоката, оплаченного приютом, она получила защитительный документ – судебный приказ о том, что муж не должен  физически обижать ее и детей или угрожать им. Приказ был нарушен злобным мужем 17 раз: он приезжал в Аюду, стучал в двери, ругался и угрожал, несколько раз поджидал Даяну в засаде рядом с приютом.
Адвокат обратился в суд, и за нарушение приказа злодея осудили на 600 дней тюрьмы. Даяна получила развод, выучила в Аюде английский язык, получила зеленую карточку и нашла работу. Кроме того, она вызвала сюда свою мать из Эль-Сальводора. Когда мать приехала, муж по телефону стал угрожать  расправой и ей. Мать Даяны также получила защитительный документ – судебный приказ. Даяна с помощью адвоката снова обратилась в суд, и судебный приказ был судом изменен: в него добавили запрет для бывшего мужа звонить Даяне.
На момент нашего знакомства с Даяной она проживала в приюте около года.
За  десять лет работы приюта судебную защиту получили более 800 матерей с детьми.
Аюда стала разветвленной сетью по всей стране. В ней проживают только латинские женщины и дети. Судьбой  женщин и детей из Южной Азии, Индии и других стран и регионов занимаются иные правозащитные организации.
Мне подарили сборник судебных документов Аюды и я привезла его в Россию, но он на английском языке. Когда мне озвучили  стоимость перевода, я засуетилась в поисках благотворителя, пыталась заинтересовать государственные органы и здесь, и в Москве, но не преуспела. Не в Америке живем-с.

Как вновь назначенный Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области, считаю актуальной идею развития ювенальной юстиции в нашем регионе.
Международными стандартами признается необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, избегая криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим.
Развитие ювенальной юстиции в ряде регионов РФ, в том числе в Ивановской области, способствовало накоплению положительного опыта по ресоциализации детей, оказавшихся в конфликте с законом, социальной адаптации «трудных» подростков, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В России на современном этапе не существует единого вектора развития системы ювенальной юстиции. В каждом субъекте она формируется по-разному с учетом специфических региональных особенностей.
В России на современном этапе не существует единого вектора развития системы ювенальной юстиции. В каждом субъекте она формируется по-разному с учетом специфических региональных особенностей.
Так, в Санкт-Петербурге в 1999 году и в Москве в 2000 году пилотные проекты по внедрению элементов ювенальной юстиции на основе французского и шведского опыта, осуществляемый совместно с ЮНИСЕФ, были направлены на развитие сети социальных служб, «позволяющих совместить индивидуальное, личностное отношение к подростку с привлечением ресурсов государства, социума в целом», а также на апробирование участия социальных работников, педагогов, психологов при осуществлении правосудия.
В 2001 году в Ростовской и Саратовской областях были начаты два пилотных проекта. Происходило обособление специализированных составов судей по делам несовершеннолетних, которым для работы предоставлялось отдельное здание, оборудованное в соответствии с международными стандартами. Аналогичным образом шло формирование системы ювенальной юстиции в Иркутской области, Пермском крае и многих других регионах.
В Ивановской области система ювенальной юстиции развивается также по особому пути. Как уже отмечалось до меня, интересен опыт судов (например, в Октябрьском районном суде г. Иваново, в Юрьевецком районном суде применяются методики так называемого восстановительного правосудия, включающего широкое применение воспитательных мер вместо наказания, применение примирительных  процедур (т.е. медиации). В рамках ювенальной юстиции происходит укрепление позиции Уполномоченного по правам ребёнка на региональном уровне, становление института Уполномоченных по правам ребёнка в образовательных учреждениях.
Сегодня говорилось о  том, какая работа должна проводиться с несовершеннолетними, преступившими закон. Однако, не менее важной  задачей должно быть недопущение совершения подростком преступления. Главная задача органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций создать благоприятные условия для развития личности ребенка в семье. И на государственном уровне и на уровне Ивановской области должны приниматься необходимые меры по обеспечению помощи и поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Практика показывает, что в основном, правонарушения совершаются несовершеннолетними, воспитывающимися в семьях с одним родителем, часто после распада семьи. Поэтому ювенальные  технологии должны применяться также при рассмотрении гражданских дел, затрагивающих интересы несовершеннолетних.
Важной задачей является сохранение семьи на стадии бракоразводного процесса. В этой связи, хотелось бы обратить внимание судей на необходимость более широкого использования предоставленного законом  права учитывать интересы детей при вынесении при рассмотрении дел о разделе имущества супругов. В последнее время появилась практика определения судом порядка проживания ребёнка поочередно с каждым из родителей. Как Уполномоченный считаю важным обратить внимание, что данная тенденция не соответствует принципу определения для ребёнка «стабильного дома», прописанному в рекомендациях ООН.
Важно, чтобы мнение ребёнка во всех делах, затрагивающих его интересы, было услышано. 
Во всех случаях расторжения брака следует использовать право отложения судебного разбирательства в целях примирения супругов и сохранения семейных отношений.  Также в рамках проведения судьями  примирительных процедур целесообразно направлять конфликтующих супругов в центры психологической помощи.
Мы обращаемся сегодня к проблеме ювенальной юстиции, потому что существующая карательная модель правосудия себя исчерпала – это очевидно, т.к. по имеющейся статистике  большая доля освободившихся из заключения несовершеннолетних преступников вновь оказывается на скамье подсудимых.
На мой взгляд,  задача ювенальной юстиции для России сегодня – не ставить на оступившегося ребенка клеймо преступника, а с начала разобраться в тех причинах, которые подтолкнули ребенка на преступление. В сельской местности (а большинство населения России и Ивановской области живет в сельской местности) это, как правило, связано с отсутствием у родителей работы, абсолютной нищетой. В условиях обанкротившихся колхозов необходимо помочь людям обзавестись собственными хозяйствами.
Далее нужно дать ребенку возможность получить нормальное образование, профессию, помочь ему войти в нормальное русло.
И еще ювенальная юстиция актуальна, так как сегодня уже очевидно, что предупреждение преступности – дело не только государства (как считалось раньше), но государства и общества. В настоящее время, на этапе становления в России гражданского общества, государственным структурам необходимо активнее привлекать и поддерживать общественные организации в решении проблем социальной помощи и адаптации неблагополучных семей, из которых, как правило, выходят несовершеннолетние преступники. В Ивановской области действуют ряд благотворительных организаций,  волонтеры которых своими реальными делами доказали неравнодушное отношение к проблемам других людей, особенно к проблемам детства.
Как показывает практика, очень часто при выяснении личных отношений родителей ребёнок оказывается лишь инструментом в этой борьбе, а его мнение перестает интересовать взрослых. Именно таким путём в ряде случаев подросток втягивается в бесцельное времяпрепровождение на улице, общение с подростками антисоциальной направленности, совершению правонарушений. Принятие мер к укреплению и сохранению института семьи должно способствовать сокращению случаев безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для профилактики правонарушений среди подростков с девиантным поведением следует организовывать их правовое просвещение и занятия по правовой грамотности.
Всеми правоохранительными органами на любом этапе работы с семьёй или несовершеннолетним при необходимости нужно обеспечивать получение указанными лицами психологической помощи путем направления в соответствующие психологические центры и службы. В связи с этим, считаю целесообразным увеличить количество центров бесплатной психологической помощи семье и детям.  
При введении ювенальной юстиции в России необходимо также учитывать мнение Русской Православной Церкви и других религиозных организаций, имеющих опыт работы с сиротами, «трудными детьми» и малолетними преступниками. На встрече 8 декабря 2009 года с представителем Детского фонда ЮНИСЕФ в России Бертраном Бейнвелем представитель Московского Патриархата иеромонах Филипп (Рябых) выразил озабоченность тем, что усиление регулирующей роли государственных органов в отношениях между родителями и детьми может приводить к разрушению института семьи. Он также сообщил, что имеются случаи необоснованного вмешательства в семейную жизнь под предлогом защиты прав детей. В этой связи, считаю, недопустимо, доверять решать судьбы детей бездушным людям с холодным сердцем.